Рош а Шана

Перейти вниз

Рош а Шана

Сообщение  valery40 в Вс Сен 20, 2009 3:08 am

Рош а-Шана
Звук шофара (бараний рог) призывает: Очнитесь те, кто дремлет...

Еврейский праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош а-Шана Б-г отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Б-г желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.

В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу — символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».


avatar
valery40
модератор
модератор

Мужчина
Количество сообщений : 1839
Возраст : 78
Дата регистрации : 2009-08-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Рош а Шана

Сообщение  Надежда в Вт Дек 08, 2009 9:19 pm

Гмар хатима това, евреи!






Завершается период Дней раскаяния - десяти дней между Рош ха-Шана и Йом Кипуром - главным постом года, мрачным праздником. К этим дням, как рассказывают, в Книге Судеб чиновниками Небесной Канцелярии подготовлены уже приговор каждому из нас за содеянное в прошлом году и запись, определяющая год следующий. Остается только освятить запись Высочайшей Подписью - и вперед, по течению Судьбы... Но пока что Суд еще в процессе производства, утверждающая подпись ляжет лишь в Йом Кипурим, День Жертвоприношения, также называемый поэтому Судным Днем.

Конечно, многократные на дню моления, создание траурного имиджа и тому подобные ритуальные изощрения могут кому-то показаться ненужными игрищами. Но, согласитесь, прекрасен обычай, понуждающий каждого хоть на неделю в году, хоть единожды остаться один на один со своей совестью и, пройдясь хотя бы по основному десятку Заповедей, оценить себя и увидеть, что подлежит в себе исправлению...

Йом Кипур - это "суббота суббот", все правила Шабата соблюдаются с максимальной строгостью. Практически полностью прекращается движение на всех дорогах. Мальчишек радостный народ по этому случаю запасается велосипедами, новыми или взятыми напрокат. Ведь, представьте себе, какое счастье - мчаться, сломя голову и, обгоняя себе подобных, по проезжей части какого-нибудь обычно ревущего транспортом шоссе, да еще по левой полосе! К сожалению, Йом Кипурим только раз в году!

Минимум, совершаемый евреями в этот день, это двадцатипятичасовой пост и вечернее моление "Кол Нидрей" сразу после его наступления. Хотя, если по всей форме, то есть еще несколько молитв в эти сутки. Традиция собираться в синагоги на "Кол Нидрей" соблюдается подавляющим большинством населения Израиля, независимо от степени религиозности, это - подлинно народная традиция.



В синагоге, куда мы обычно ходим на "Кол Нидрей", нам, например, встречалась дама из руководства принципиально антирелигиозной партии МЕРЕЦ: и когда дама эта была членом Кнессета, и когда отошла от большой политики... В 1973 году три арабские страны именно в Судный День напали на Израиль, рассчитывая на нашу отрешенность в эти часы от дел повседневных, но как раз традиция собираться в синагогах способствовала быстрой мобилизации. Мужчин-воинов увозили на фронт прямо из синагог. И они отбили агрессию...

Иерусалимцы и гости столицы стараются сходить к «Котель Маарави» - остатку Западной стены Храма, разрушенного римлянами в 70-м году н. э., называемому также Стеной плача. И мы рано утром выходили и двигались во все более разрастающемся потоке людей, собирающем ручейки паломников с соседних улиц. Через Сионские или Яффские ворота поднимались в Старый Город и подходили к Котелю, где в это время было множество молящихся. Произнеся короткую молитву и прикоснувшись к древней каменной кладке, мы не спеша возвращались домой, чтобы коротать время до выхода трех звездочек на темнеющем небе, сигнализирующих начало вечерней трапезы.

Года три назад у нас гостили две туристки - мать и дочь, друзья еще из доизраильской жизни, имеющие некоторое отношение к еврейству. Они приехали издалека, с разных концов Земли, причем дочь ставила своей целью "Отпраздновать Йом Кипур в Израиле"... Вечером, с наступлением поста направились мы вчетвером в привычную синагогу. И там, при большом стечении народа на молении "Кол Нидрей" коллективно, на уровне самооговора, каялись во всех смертных грехах, "ибо мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать перед Тобою, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, что праведны мы и не грешили - но на самом деле, мы грешили.



Мы виновными были, изменяли, обирали, порочили, поступали криводушно и преступно, злоумышляли, хищенствовали, возводили ложь, давали дурные советы, лгали, насмехались, восставали, относились с презрением, были непокорны, грешили и совершали преступления, притесняли, были упрямы, творили зло, губили, совершали гнусное, заблуждались, вводили в заблуждение..."

И так далее - за себя и "за того парня", за весь наш народ еврейский. Поэтому - везде "мы", ибо каждый еврей в ответе за другого еврея...

Но постепенно молитва переросла в обращение к Господу, дарующему прощение, и просьбу к Нему о хорошей записи на следующий год.

Часа через два в торжественно-приподнятом настроении возвращались мы, не торопясь, через весь центр города, показывая по дороге нашим гостьям прелести ночного Иерусалима. И вот, когда мы приблизились к району Иерусалимского театра, где неподалеку находятся резиденции президента и премьер-министра, мы услышали какую-то пальбу. Пальба в Йом Кипур? Это не может быть просто так! Потом все стихло, и через несколько минут повторилось. Мы тем временем вышли к Ган ха-Паамон, Колокольному саду, который тянется полосой, параллельной западной стене Старого города на противоположной стороне разделяющего их ущелья.

И мы увидели, как над Старым Городом, над Храмовой горой с грохотом разрываются петарды. Мощнейшие динамики в клочки терзали воздух завываниями муэдзинов даже примерно в километре от Храмовой горы, где находились мы. Это арабы праздновали Рамадан.

Рядом с нами на улице оказалась старушка, шедшая, судя по всему, как и мы, из синагоги. Это была типичная обитательница Рехавии или Мошавы Германит, фешенебельных районов иерусалимского центра. Публика там обитает, по иерусалимским меркам, в массе своей левая, то есть голосующая за левые партии и дружелюбно настроенная по отношению к арабам.

В Израиле вообще и в Иерусалиме, в частности, очень принято культивировать внешний имидж: "боевой раскрас", форму одежды и т.д., каждая категория населения выглядит своеобразно, и, имея некоторый опыт, нетрудно отличить по внешнему облику религиозную сионистку-поселенку от ультраортодоксальной матроны, потомка выходцев из Польши от выходца из СССР и т. д.

Бабулька показалась мне из "полячек", пенсионеркой из госслужащих, скорее всего, левых убеждений. Но она, увидев в нас возможных собеседников, закричала: "Это они специально! Назло! Вчера там было тихо! Это они специально шумят в Йом Кипур!".

Мы обменялись идеями о том, что не грех бы отключить в таком случае электричество на Храмовой горе, которая, как считается, "в наших руках". Уж электроподстанция-то наверняка в наших руках?.. И, поняв, тщету подобных идей, разошлись восвояси. Шум на Храмовой горе продолжался почти до полуночи. И то хорошо, что только шум! Ведь сколько раз оттуда обрушивался камнепад на молящихся внизу у Котеля!.. И по мне, так нашим ультраортодоксам, которым некуда девать свою сэкономленную на добывании хлеба насущного энергию, следовало бы потратить ее на борьбу не с субботней автостоянкой, которая и не в их районе, и не внутри Старого города, а с теми демонстративными безобразиями, которые устраивают мохаммедане в еврейские праздники на Храмовой горе...

...Утром мы с нашими гостьями подошли к Котелю, а потом провели для них экскурсию по восточным и южным окрестностям Старого Города, откуда начинался Давидов Иерусалим, где внизу в Кедронской долине - первые еврейские захоронения 3000-летней давности, и откуда тянется старинное кладбище - вверх и вверх до макушки Масличной горы...

Поздно вечером по окончании поста окрестности, на всю ночь, оглашаются шумом инструментов: молотков, дисков, дрелей, электроотверток. Это, утолив лишь первый голод, религиозные отцы семейств сразу же бросаются сооружать суккот - ритуальные шалаши к следующему празднику...

Спущусь все же на грешную землю и посвящу несколько строчек нашим событиям в эти дни Раскаяния. Главным, безусловно, была поездка премьера с двумя министрами в ООН и его выступление с ее трибуны. На фоне привычной политкорректоректной тягомотины выступление Нетаниягу выглядело ярко и даже несколько агрессивно. Но, по сути, в нем не было ничего особенно нового. Опять - и нашим, и вашим, Опять те же утопии о "полностью демилитаризованном Палестинском государстве", о требовании к мохаммеданам признать Еврейское Государство Израиль...

Единственным "положительным" откликом стало, кажется лишь выступление ливийского диктатора Каддафи с его коронным номером об арабо-еврейском "государстве Исратина". Обама же, «Главный Начальник», в то же время, не преминул в очередной раз заявить о "нелигитимности еврейских поселений на Западном Берегу и необходимости немедленного прекращения оккупации"... Короче, на мохаммедан, их ставленников и союзников яркая и убедительная (для тех, кого убеждать не нужно) произраильская речь нашего премьера никакого впечатления не произвела. И официозные восторги, в основном касающиеся литературности текста выступления, его логики, прекрасного английского языка и т.п. вторичных вещей, не смогли заглушить критику сути этого выступления.

Вот примеры критики:

"Каковы практические результаты речи Нетаниягу? Их немного. Нетаниягу звучал убедительно лишь для тех, кого не нужно убеждать. И не произвел никакого впечатления на равнодушных слушателей и лицемеров." - Бен Каспит, "Маарив".

"Нетаниягу предпочитает не обращать внимания на однозначное заявление Обамы о том, что продолжение поселенчества не является легитимным и что создание Палестинского государства положит конец оккупации, которая началась в 1967 году. Эти высказывания президента США Нетаниягу считает всего лишь "повторением старых американских формулировок, которые прежние израильские правительства были вынуждены принимать к сведению". Нетаниягу предпочитает игнорировать тот факт, что Обама публично отчитал своих гостей, израильского и палестинского, и предостерег обоих, что его терпению придет конец, если продолжатся застой в переговорах и топтание на месте... Выставляя Барака Обаму слабым лидером, который не сумел заставить Израиль заморозить строительство в поселениях, называя Абу-Мазена политиком, который не хочет мира, Нетаниягу идет навстречу правому лагерю. Однако он упускает возможность начать серьезные переговоры с целью урегулирования арабо-израильского конфликта, возможность, которая появилась после избрания Барака Обамы на пост президента США. Тактическая победа главы правительства может обернуться серьезным поражением государства", - пишет в редакционной статье левая в целом газета "Гаарец".

В кругах израильских правых крупным "проколом" Нетаниягу считают отсылку в его выступлении к резолюциям ООН 1947 года, тут же перечеркнутым арабской агрессией против новорожденного государства и его победой в Войне за Независимость. Этой отсылкой он создал опасный прецедент, способный привести к международному обсуждению поистинн "границ Освенцима" из тех сгинувших в анналах истории резолюций...

Так что, главные события впереди. Но, как говорится, где наше не пропадало?

Потому, как и положено евреям, с оптимизмом надеемся на хорошую запись в Книге Судеб.

Пользуясь случаем, я прошу от имени Антипартийной группы товарищей и от себя лично прощения у читателей за наши действия или бездействия, доставившие им неприятности в прошедшем, 5769 году.

И наше искреннее пожелание: Гмар хатима това вам, евреи!

Аврум Тарантул

Смотрите фотогалерею "Слихот: покаяние"

_________________
avatar
Надежда

Женщина
Количество сообщений : 5227
Возраст : 106
Географическое положение : Израиль
Дата регистрации : 2009-02-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Рош а Шана

Сообщение  Надежда в Пн Сен 12, 2011 3:49 am


_________________
avatar
Надежда

Женщина
Количество сообщений : 5227
Возраст : 106
Географическое положение : Израиль
Дата регистрации : 2009-02-21

Вернуться к началу Перейти вниз

9 фактов о Рош Ха-Шана, которых вы не знали

Сообщение  Яков в Чт Сен 06, 2018 4:30 am


Как связаны Новый год и мед, Тора и гранат и чем чистят шофар

В этом году Рош Ха-Шана, новый 5779 год по еврейскому календарю, наступит вечером 9 сентября. У этого двухдневного праздника есть множество традиций, касающихся ритуалов, атрибутики и еды, о которых вы могли не знать. Мы отобрали девять и предлагаем ознакомиться с ними в нашей подборке.


Никогда не выпадает на воскресенье


Фото: Flickr/Dafne Cholet
Первый день Рош Ха-Шана никогда не приходится на воскресенье, среду или пятницу (в этом году праздник отмечают в понедельник и вторник). Поскольку все еврейские праздники начинаются с заходом солнца накануне и заканчиваются с наступлением темноты на следующий день, современный еврейский календарь составлен так, чтобы они не пересекались с Шаббатом. Таким образом Йом Кипур не может выпасть на пятницу или воскресенье, а это означает, что Рош Ха-Шана, который отмечают за 10 дней до него, никогда не приходится на среду или пятницу. Новый год в еврейском календаре также не попадает на воскресенье, чтобы Ошана Раба, седьмой день праздника Суккот, не пришелся на Шаббат, что сделало бы невозможным исполнение определенных праздничных ритуалов. Четыре дня, когда дозволено отмечать Рош Ха-Шана, называются «четверо врат».


Мед и гранаты


Фото: Flickr / sufeco
По данным Министерства сельского хозяйства, израильтяне потребляют 4000 тонн меда в год. В один только месяц Тишрей они потребляют 2000 тонн. При этом для производства одной банки меда пчелы должны собрать нектар с 5-8 миллионов цветов.
Что касается гранатов, то в течение Рош Ха-Шана израильтяне поглощают около 6 тысяч тонн этих рубиновых плодов, тогда как общее потребление составляет 14 тысяч тонн в год. Израильские селекционеры вывели различные сорта гранатов – одни слаще, другие дольше хранятся. Согласно информации министерства, в среднем израильтяне съедают три граната на человека в год, и два из них – на Рош Ха-Шана.


Блюда из рыбы

Гефилте фиш. Фото: Wikipedia/Olaf.herfurth
Рош Ха-Шана в буквальном переводе с иврита означает «голова года». Некоторые еврейские общины во время праздничной трапезы традиционно едят голову рыбы или ягненка (или курицы). Другие общины не едят голову рыбы, а украшают ею праздничный стол.
Эта традиция уходит своими корнями в Мишне Тора, где говорится: «Сделает тебя Г-дь главою, а не хвостом». В ашкеназских общинах принято есть рыбу (обычно гефилте фиш), поскольку это древний символ плодородия и изобилия.
Согласно данным министерства сельского хозяйства, в среднем израильтяне съедают один килограмм рыбы в месяц, но на Рош Ха-Шана это число удваивается. В месяц Тишрей израильские потребители покупают 800 тонн карпа (в другие месяцы – 250 тонн), 750 тонн тилапии (в другие месяцы – 550 тонн) и 250 тонн кефали (в другие месяцы – 170 тонн).


Сладости


Рош Ха-Шана может похвастаться множеством ритуалов для гурманов. Практически все общины воздерживаются от маринованных продуктов (чтобы год не был кислым). Некоторые традиции предписывают избегать орехов, поскольку числовое значение еврейского слова «эгоз» («орех») совпадает со значением слова «хет» («грех»). Тем не менее, существует множество вкусных продуктов, которые можно позволить себе в Новый год.
Принято есть яблоки в меду и изюм (чтобы год был сладким), гранаты (раввины утверждают, что в этих плодах 613 семян – столько же, сколько заповедей в Торе), круглую халу (символизирует цикличность года), морковь (символ добрых дел), свеклу (символ изгнания врагов) и, конечно, рыбу (см. выше).


Новый год отмечают в седьмом месяце


Вы можете себе представить празднование Нового года 1 июля? Рош Ха-Шана знаменует начало года в иудаизме, но его отмечают в седьмом месяце еврейского календаря. В «Хомеш шени» («Книге Исхода» в Торе) сказано, что первым месяцем года должен быть весенний месяц Нисан.
Почему же мы отмечаем его сейчас? Существует множество интерпретаций. Толкователи Мишны утверждают, что смысл вавилонского названия седьмого месяца Тишрей – «новое начало». Согласно Мишне, в иудаизме есть четыре новогодних дня: 1-е Нисана – для восхождения царей, 1-е Тишрея – для календарных лет, шаббатних лет, юбилейных лет и посадки растений, 1-е Елула (или 1-е Тишрея по другим источникам) – для маасера (десятины скота и урожая) и 1-е Швата (или 15-е Швата в наши дни) – для деревьев.
Согласно Талмуду, в первый день месяца Тишрей были созданы Адам и Ева.


Закопай шофар


Фото: Flickr/slgckgc
Шофар (бараний рог) – важный атрибут Рош Ха-Шана, поскольку он призывает к покаянию во время Ямим нораим (периода от Рош Ха-Шана до исхода Иом-Киппур). Чтобы рог считался кошерным для использования, в нем не должно быть хрящей. Согласно информации иерусалимского фонда «Ави Хай», существует специальная техника для очистки рогов, но лучшим способом считается закопать его, чтобы жуткие твари земные съели лишние ткани.
Чтобы держать шофар в чистоте и избежать неприятных запахов, современные эксперты советуют пользоваться уксусом и перекисью водорода. Один из самых простых способов для очистки рога – гравий (как правило, аквариумный) и мягкий, круглый и упругий мяч Нёрф. Когда в полый рог засыпают гравий, им затыкают широкий конец шофара. Нёрф, который позиционируется как первый мяч для игры в помещениях, мягкий и пластичный, поэтому его легко извлечь.


Двухдневный праздник

Раньше Рош Ха-Шана отмечался один день, но коммуникационные проблемы превратили его в двухдневный праздник.
Еврейский календарь основан на лунном цикле, и новый месяц начинается с новолунием. Казалось бы, достаточно посмотреть на небо, чтобы получить убедительное доказательство новолуния, но провозглашать новолуние мог только раввинский совет в древнем Иерусалиме (и позднее в Явне), который затем отправлял гонцов по всей земле для информирования общественности. Поскольку в древние времена не было автомобилей, телефонов и компьютеров, новость часто приходила уже после начала месяца. Когда праздник стал двухдневным, все смогли отмечать его вовремя. Обычай прижился, несмотря на то, что в современном мире очень легко выяснить, когда начинается новый месяц.


Разные названия одного праздника


У Рош Ха-Шана много названий. В Торе он упоминается как Йом Ха-Зикарон – День памяти (не путать с израильским днем памяти павших солдат и жертв терроризма) или Йом Труа (день звучания шофара). Этот праздник также известен как Судный день, поскольку, согласно легенде, именно на Рош Ха-Шана Г-дь судит наши прошлогодние поступки и решает судьбу на следующий год. Считается, что впервые слова «Рош Ха-Шана» прозвучали из уст пророка Йехезкеля, хотя он имел в виду не святой день, а начало года.


Синагога вместо вечеринок


Рош Ха-Шана, хоть и является Новым годом по еврейскому календарю, но отмечается без шумных вечеринок и шампанского, в отличие от Нового года в григорианском календаре. На Рош Ха-Шана запрещено работать, и предполагается, что большую часть времени вы должны провести в синагоге. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар.
Шана това! Хорошего года!

Источник: jewishnews.com.ua
avatar
Яков

Мужчина
Количество сообщений : 100
Возраст : 74
Дата регистрации : 2009-07-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Рош а Шана

Сообщение  Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения