Александр и Лев Шаргородские

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Александр и Лев Шаргородские

Сообщение  valery40 в Пн Фев 08, 2010 11:01 pm

Александр и Лев Шаргородские
>> > >
>> > > ВЕНЕЦИАНСКИЙ КУПЕЦ
>> > > -- Ну что мне вам сказать? Вы, конечно, можете не верить,
>> > > но
>> > > меня, Розу Абрамовну, во время войны спасли немцы, чтоб они сгорели!
>> > > Точнее, немецкая бомбардировочная авиация. Если б это чертово
>> > > Люфтваффе
>> > > вовремя не налетело - я бы погибла. Думаю, перед вами уникальная
>> > > личность,
>> > > которая осталась жить благодаря бомбежке... Если вы жили в
>> > > Ленинграде,
>> > > то должны знать, что до войны я была Джульеттой. Семь лет никому
>> > > этой роли
>> > > не поручали, кроме меня. Перед самой войной Джульетта влюбилась, -
>> > > нет,
>> > > не в Ромео, это был подонок, антисемит, а в Натана Самойловича,
>> > > очередного
>> > > режиссера,- и должна была родить. Аборты в то время, как, впрочем, и
>> > > все
>> > > остальное, были запрещены. Что мне было делать - вы представляете
>> > > беременную Джульетту на балконе веронского дома Монтекки?.. Нет
>> > > повести
>> > > печальнее на свете... Я кинулась в "абортную" комиссию к ее
>> > > председателю, удивительному человеку Нине Штейнберг. Она обожала
>> > > театр, она
>> > > была "а менч", она б скорее допустила беременного Ромео, чем
>> > > Джульетту, и
>> > > дала мне направление на аборт. Оно у меня до сих пор хранится в
>> > > шкафу,
>> > > потому что Натан Самойлович, пусть земля ему будет пухом, сказал:
>> > > "Пусть я
>> > > изменю искусству, но у меня будет сын. Шекспир не обидится..." И
>> > > я
>> > > играла беременной. Впрочем, никто этого не замечал, потому что
>> > > Джульетта с
>> > > животом была худее всех женщин в зале без живота. Вы можете мне не
>> > > верить
>> > > - схватки начались на балконе. Я начала говорить страстно, горячо,
>> > > почти
>> > > кричать - мне устроили овацию. Они, идиоты, думали, что я играю
>> > > любовь, - я
>> > > играла схватки. Натан Самойлович сказал, что это был мой лучший
>> > > спектакль... Схватки нарастали, но я все-таки доиграла до конца,
>> > > добежала
>> > > до дома падре Лоренцо и бросилась в гроб к Ромео. Прямо из гроба
>> > > меня
>> > > увезли в родильный дом. Измена Натана Самойловича искусству дала нам
>> > > сына.
>> > > Чтобы как-то загладить нашу вину перед Шекспиром, мы назвали его
>> > > Ромео. Но
>> > > эти черти не хотели записывать Ромео, они говорили, что нет такого
>> > > советского имени Ромео, и мы записали Рома, Роман - еврейский
>> > > вариант
>> > > Ромео... Я могла спокойно продолжать исполнять свою роль -
>> > > взлетать на
>> > > балкон, обнимать, любить, но тут.... нет, я не забеременела снова -
>> > > началась война. Скажите, почему можно запретить аборты и нельзя
>> > > запретить войну? Всегда не то разрешают и не то запрещают.
>> > > Натан
>> > > Самойлович ушел на войну, уже не режиссером, а добровольцем, - у них
>> > > была
>> > > одна винтовка на семерых, "и та не стреляла", как он писал в первом
>> > > письме. Второго письма не было... Мы остались с Ромео. Я
>> > > продолжала
>> > > играть, но уже не Джульетту. Я играла народных героинь, солдаток,
>> > > партизанок. И мне дали ружье. Я была с ружьем на сцене, он в
>> > > окопе - без.
>> > > Скажите, это нормальная страна? Весь наш партизанский отряд на
>> > > сцене был
>> > > прекрасно вооружен. У командира был браунинг. В конце мы выкатывали
>> > > пушку.
>> > > Вы представляете, какое значение у нас придавалось искусству? Мы
>> > > храбро
>> > > сражались. В конце меня убивали. Со временем партизанский отряд
>> > > редел:
>> > > голод не тетка - пирожка не поднесет. Командира в атаку поднимали
>> > > всей
>> > > труппой - у него не было сил встать. Да и мы шли в атаку
>> > > по-пластунски.
>> > > Политрука посадили: он так обессилел, что не мог произнести "За
>> > > Родину, за
>> > > Сталина!", его хватало только на "За Родину..." - и он сгинул в
>> > > "Крестах". Истощенные, мы выходили на сцену без оружия, некому
>> > > было
>> > > выкатить пушку, некому было меня убить... И, чтоб спасти своего
>> > > Ромео,
>> > > Джульетта пошла на хлебозавод. Вы представляете, что такое в голод
>> > > устроиться на хлебозавод? Это примерно то же, что в мирное время
>> > > устроиться
>> > > президентом. Туда брали испытанных коммунистов, несгибаемых
>> > > большевиков с
>> > > большой физической силой. Вы представляете себе Джульетту
>> > > несгибаемой
>> > > коммунисткой с железными бицепсами? Но меня взяли, потому что
>> > > директор,
>> > > красномордый, несмотря на блокаду, очень любил театр, вернее,
>> > > артисточек.
>> > > Вся женская часть нашего поредевшего партотряда перекочевала из
>> > > брянских
>> > > лесов на второй хлебозавод. Я могу вам перечислить, кто тогда пек
>> > > хлеб:
>> > > Офелия, Анна Каренина, все три чеховские сестры, Нора Ибсена,
>> > > Укрощенная
>> > > Строптивая и Джульетта... Мы все устроились туда с коварной
>> > > целью - не
>> > > сдохнуть! Каждое утро я бросала моего Ромео и шла на завод. Я
>> > > оставляла
>> > > его с крысами, моего Ромео, они бегали по нему, но он молчал - он
>> > > ждал
>> > > хлеба. И я приносила его. Я не была коммунисткой и у сердца носила
>> > > не
>> > > партийный билет, а корку хлеба. Каждый день я выносила на груди хлеб,
>> > > я
>> > > несла его словно динамит, потому что, если б кто-то заметил, - меня
>> > > б
>> > > расстреляли, как последнюю собаку. Чтобы расстрелять, у них всегда
>> > > есть
>> > > оружие. Меня бы убили за этот хлеб - но мне было плевать на это. Я
>> > > несла на
>> > > своих грудях хлеб, и вахтер, жлоб из Тамбова, ощупывая меня на
>> > > проходной,
>> > > не решался прикоснуться к ним. Он знал, что я Капулетти, и сам Ромео
>> > > не
>> > > смел касаться их... И потом, даже если бы он посмел!.. Вы знаете,
>> > > актрисы умеют защищать свои груди. Я выходила в ночной город. Я
>> > > шла по
>> > > ночному Ленинграду и пахла свежим хлебом. Я боялась сесть в
>> > > трамвай, шла
>> > > кружными путями, Обводным каналом. От меня несло свежим хлебом - и я
>> > > боялась встретить людей. Я пахла хлебом и боялась, что меня съедят.
>> > > Даже не
>> > > то что меня, а хлеб на моей груди. Я вваливалась ночью в нашу
>> > > комнату с
>> > > затемненным окном, доставала хлеб - и у нас начинался пир. Я бывала
>> > > в
>> > > лучших ресторанах этого мира - ни в одном из них нет подобного
>> > > блюда. Ни в
>> > > одном из них я не ела с таким аппетитом и с таким наслаждением.
>> > > Ромео
>> > > делил хлеб ровно пополам, при свече, довоенной, найденной под
>> > > кроватью, и
>> > > не хотел взять от моей порции ни крошки. Он учил меня есть. -- Жуй
>> > > медленно, - говорил он, - тогда больше наедаешься. Наша трапеза
>> > > длилась
>> > > часами, в темноте и холоде блокадной зимы. Часто я оставляла часть
>> > > хлеба
>> > > ему на утро, но он не дотрагивался до него, и у нас скопился
>> > > небольшой
>> > > запас. Однажды Ромео отдал все это соседу-мальчишке за еловые
>> > > иглы. --
>> > > Твоей матери нужны витамины, - сказал этот подонок, - иначе она
>> > > умрет. Дай
>> > > мне ваш черствый хлеб, и я тебе дам еловых иголок. Там витамины и
>> > > хлорофилл. Ты спасешь ей жизнь. И Ромео отдал. Он еще не знал,
>> > > что
>> > > такое обман. Я не сказала ему ни слова и весь вечер жевала
>> > > лы. --
>> > > Только больше не меняй, - проговорила потом я. - У нас сейчас
>> > > столько
>> > > витаминов, что их хватит до конца войны... Этот подонок сейчас там
>> > > стал
>> > > большим человеком - а гройсе пуриц. Он занимается все тем же:
>> > > предлагает
>> > > людям иголки - витамины, хлорофилл... Директор, красномордый
>> > > жеребец,
>> > > полнел, несмотря на голод. Какая-то партийная кобылица помогла ему
>> > > комиссоваться и устроила директором. Он не сводил с меня своих
>> > > глупых
>> > > глаз. -- Тяжело видеть Джульетту у печи, - вздыхал он, - это не для
>> > > прекрасного пола, все время у огня. -- Я привыкла, - отвечала я, -
>> > > играла
>> > > роли работниц, сталевара. -- И все же, - говорил он, - вы остались
>> > > у печи
>> > > одна. Офелия фасует, Дездемона - в развесочном и все три сестры - на
>> > > упаковке. -- Я люблю огонь, - отвечала я. Я не хотела бросать
>> > > печь,
>> > > потому что путь к распаковке лежал через его конюшню... Однажды,
>> > > когда я
>> > > уже кончила работу и, начиненная, шла к проходной, передо мной вдруг
>> > > вырос
>> > > кобель и попросил меня зайти в свой кабинет. На мне был хлеб, это
>> > > было
>> > > опаснее взрывчатки. Он закрыл дверь и нагло, хамски начал ко мне
>> > > приставать. Я вас спрашиваю: что мне было делать? Если б я его
>> > > ударила
>> > > - он бы меня выгнал, и мы бы остались без хлеба. Если б я
>> > > уступила - он
>> > > бы все обнаружил, - и это расстрел. Что бы я ни сделала - меня
>> > > ждала
>> > > смерть. Он пошел на меня. Отступая, я начала говорить, что
>> > > такой
>> > > кабинет не для Джульетты, что здесь противно, пошло... Он наступал,
>> > > ссылаясь на условия военного времени. Я орала, что привыкла любить
>> > > во
>> > > дворцах, в веронских палаццо, и всякую чушь, которая приходила в
>> > > голову,
>> > > потом размахнулась и врезала ему оглушительную оплеуху. Он
>> > > рассвирепел,
>> > > стал дик, злобен, схватил меня, сбил с ног, повалил и уже подступал
>> > > к
>> > > груди. Я попрощалась с миром. И тут - я всегда верила в
>> > > чудеса! -
>> > > завыла сирена - дико, оглушительно, свирепо. Сирена воздушной
>> > > тревоги выла
>> > > безумно и яростно, - наверно, мне это казалось... Он вскочил,
>> > > побежал,
>> > > путаясь в спущенных штанах, - как все подонки, он боялся смерти, -
>> > > штаны
>> > > падали, он подтягивал их на ходу на свою трясущуюся белую задницу, и
>> > > я
>> > > засмеялась, захохотала, впервые за всю войну, и прохохотала всю
>> > > воздушную
>> > > тревогу, - это, конечно, был нервный приступ: я ржала и кричала
>> > > "данке шен,
>> > > данке шен" славному Люфтваффе, хотя это было абсолютным безумием...
>> > > До
>> > > бомбоубежища он не добежал, его ранило по дороге шрапнелью, и вы не
>> > > поверите - куда! Конечно, война - ужасная штука, но иногда шальная
>> > > шрапнель
>> > > - и все!.. Мы ожили - я, Дездемона, Офелия, Укрощенная Строптивая.
>> > > Мы
>> > > пели "Марш энтузиастов"... Он потерял к нам всякий интерес. И к
>> > > театру.
>> > > И вообще - к жизни. Он искал смерти - он потерял все, что у него
>> > > было..
>> > > Вскоре он отправился на фронт. Рассказывают, что он дрался
>> > > геройски, - так
>> > > мстят за святое, причем, как утверждали, целился он не в голову...
>> > > Прорвали блокаду, мы выехали из Ленинграда через Ладогу, в Сибирь,
>> > > после
>> > > войны вернулись, жили еще лет двадцать на болоте, а потом вот
>> > > приехали в
>> > > Израиль. Я играла на иврите, уже не Джульетту - ее мать, потом
>> > > кормилицу. Живем мы втроем - я, Ромео и Джульетта. Вы не
>> > > поверите - его
>> > > жену зовут Джульетта. Сплошной Шекспир... Я как-то сказала ему,
>> > > чтобы
>> > > он женился на женщине, от которой пахнет не духами, а свежим
>> > > хлебом, - и в
>> > > кибуце он встретил Джульетту. Он был гений, мой Ромео - он играл
>> > > на
>> > > флейте, знал китайский, водил самолет. И вы не поверите, кем он
>> > > стал -
>> > > директором хлебозавода в Холоне. Мне стало плохо - я все еще помнила
>> > > того.
>> > > Из этого вот шкафа я достала старинное направление на аборт и стала
>> > > махать
>> > > перед его красивым носом. -- Что это? - спросил он. --
>> > > Направление на
>> > > аборт! На который я не пошла. Но если б я знала, кем ты станешь!..
>> > > Ты же
>> > > все умеешь - стань кем-нибудь другим. Инженером. Философом. Разводи
>> > > крокодилов! Но кто слушает свою маму? Иногда вечерами он
>> > > приходит и
>> > > достает из-под рубашки горячую буханку. -- Дай мне лучше еловых
>> > > иголок, -
>> > > говорю я, - мне необходимы витамины...
>> > >
>> > >
avatar
valery40
модератор
модератор

Мужчина
Количество сообщений : 1839
Возраст : 77
Дата регистрации : 2009-08-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения