ПРАВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ

Перейти вниз

ПРАВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ

Сообщение  shimon в Сб Ноя 07, 2015 4:02 am

ПРАВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ

Права нацменьшинств

Владимир Кряжков

Право аборигенов на владение и пользование землей — одно из важнейших. Его обретение вызывает острую дискуссию и нередко активное противодействие. Россия в данном отношении не исключение. Можно предположить, что подобное связано с незнанием специфики этих народов, некоторыми другими причинами, но главная из них состоит видимо в том, что земли аборигенов, как правило, богаты нефтью, газом и иными природными ископаемыми. Соответственно, признанию права коренных народов на земли их исконного проживания противопоставляется позиция органов государственной власти, которые боятся утратить контроль над этими территориями и природными ресурсами, не желают брать на себя обязанности считаться с мнением названных народов, нести ответственность перед ними и действовать под их контролем. Есть, безусловно, и небезосновательные опасения, продиктованные тем, что особые права способны привести к образованию привилегированной социальной группы, которую затем придется защищать от других, зачастую столь же бедствующих социальных групп.
Вместе с тем проблема земли является ключевой для коренных народов. Это объясняется, прежде всего, тем, что земля для них, живущих рыболовством, охотой, оленеводством, собирательством, образует материальную и духовную основу жизнедеятельности. Без нее аборигены обречены на исчезновение или в лучшем случае — на утрату своей самобытной культуры.
Нельзя забывать и о том, что в местах своего расселения коренные народы — первопоселенцы. Лишать их возможности жить и хозяйствовать на этих землях, особенно если подобное происходит не добровольно и вне правовых процедур, — есть высшая несправедливость, неприемлемая для государства, претендующего называться демократическим и правовым.
Право аборигенов на землю в значительной степени выступает как системообразующее начало их государственно-правового статуса. С этим правом связывается реализация прав на самоуправление, на участие в пользовании недрами, создаются предпосылки для консолидации народа, лучшего развития языка, культуры и решения социальных вопросов. И, напротив, замечено, что во всех случаях ущемления данных народов лежит одна и та же причина — отсутствие у них прав на землю, воды и другие природные ресурсы.
В настоящий момент земельный вопрос для коренных народов приобретает особое значение. Это становится понятным, если иметь в виду новые реальности России: приватизацию, получение земель в аренду и на правах частной собственности. Без надлежащих гарантий может произойти вытеснение коренных народов с занимаемых территорий или сужение их возможностей в использовании природных ресурсов. Отдельные факты уже свидетельствуют о том, что земельные наделы порой получают люди, далекие от традиционного хозяйствования; выделяемые участки бывают несоизмеримы потребностям одного хозяина; происходит подмена целей землепользования; дается разрешение на пользование землей иностранным фирмам без согласия коренного населения.
Подчеркнем, что обеспечение права коренных народов на земли имеет не только локально этническое значение. В конечном счете, это способ рационального использования природных богатств и в целом защиты экологической системы.
Международно-правовое понимание права аборигенов на земли



В Международном Пакте “Об экономических, социальных и культурных правах” записано: “Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами...” (ч. 2 ст. 1).

Применительно к коренным народам содержание данного права достаточно подробно раскрывается в Конвенции  169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года. Анализ положений Конвенции позволяет прийти к следующим выводам.

Первое. Понятие “земля” трактуется по-разному. В одном отношении — в собственном смысле, в другом — как территория, в третьем — то и другое, в зависимости от обстоятельств. Когда речь идет об использовании природных ресурсов, переселении и возвращении на традиционные земли, то термин “земля” включает понятие территорий, охватывающих всю окружающую среду районов, которые занимают или используют иным образом данные народы.

Второе. Земля подразделяется на два вида: а) традиционно занимаемая и б) используемая. В первом случае имеются в виду земли традиционного проживания аборигенов, в отношении которых за соответствующими народами признаются права собственности и владения. Отметим, что данное право здесь понимается в публично-правовом смысле, в рамках отношений “государство — народ”, а не в частно-правовом, когда земля выступает как объект хозяйственной деятельности (купли-продажи, залога, дарения и т. п.). Во втором случае под используемыми землями понимаются те, которые заняты не только аборигенами, но к которым у них есть традиционный доступ для осуществления своей необходимой и традиционной деятельности.

Третье. Субъектом права собственности и владения землей является коренной народ. Иначе говоря, подразумевается, что данное право реализуется как коллективное народом, который имеет статус коренного по смыслу настоящей Конвенции. Кроме того, важно, что использование термина “народы”, в настоящей Конвенции не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении прав, могущих заключаться в этом термине в соответствии с международным правом. Такая оговорка означает, что реализация права аборигенов на земли носит вполне конкретный характер (увязывается с их культурными, духовными и хозяйственными запросами) и неравнозначно праву на самоопределение народов, предполагающему свободный выбор данными народами своего политического статуса, территориальной обособленности с образованием собственной государственности.

Четвертое. Право собственности и владения землей — неотчуждаемое право. Аборигены, по общему правилу, не выселяются с занимаемых ими земель. Однако если подобное происходит, то только в виде исключительной меры:
а) при наличии их свободного и сознательного согласия;
б) при отсутствии согласия — только в соответствии с установленными законами должными процедурами, включая, при необходимости, официальные расследования с участием представителей аборигенов;
в) с сохранением права возвращения на свои традиционные земли по прекращении действия оснований, вызвавших переселение; г) с предоставлением возможности жить на землях, не уступающих по своему качеству ранее занимаемым землям, позволяющих им удовлетворять свои нужды и развиваться, или, если народы предпочитают, получить компенсацию в денежном выражении или натурой;
д) переселенные таким образом лица получают полную компенсацию за понесенные ими в связи с этим убытки или ущерб.

Пятое. Право на земли увязывается с правом аборигенов на природные ресурсы, имеющиеся на данных землях. Оно выражается в праве указанных народов на участие в пользовании и управлении этими ресурсами и в их сохранении. В случаях, когда государство оставляет за собой собственность на минеральные ресурсы или ресурсы земельных недр, или права на другие ресурсы, относящиеся к землям, правительства консультируются с соответствующими народами до начала каких либо работ по разведке и эксплуатации таких ресурсов, привлекают их к этой деятельности, гарантируют справедливую компенсацию за любой ущерб, который может быть причинен им вследствие такой деятельности.

Шестое. Соблюдаются установленные коренными народами процедуры передачи прав на землю между лицами, принадлежащими к этим народам. То есть допускается, что земельные отношения между соплеменниками в границах земель, находящихся в собственности и владении соответствующего народа, регулируются по принятым у него правилам.

Седьмое.
Государство гарантирует права коренных народов на земли. При необходимости определяются границы земель, которые они традиционно занимают; предусматриваются процедуры разрешения споров по поводу земли; устанавливаются барьеры, препятствующие получению земли аборигенов иными лицами путем использования обычаев указанных народов или незнания ими законов; вводятся санкции за неправомерное вторжение на аборигенные земли или за неправомерную эксплуатацию этих земель.

Восьмое. Коренные народы имеют право решать вопросы выбора приоритетов, касающихся земли. При этом, получая ее в собственность и владение, они не утрачивают прав и льгот, которыми пользовались ранее в соответствии с законами, договорами, международными правовыми актами, а национальные аграрные программы обеспечивают данным народам условия, эквивалентные тем, которые предоставлены другим группам населения относительно дополнительной земли и средств, требуемых для освоения земель.

Девятое.
Конвенция не претендует на исчерпывающее решение земельных проблем коренных народов. В ст. 34 записано: “При определении характера и масштаба мер, которые следует проводить в целях применения настоящей Конвенции, проявляется гибкость с учетом условий, характерных для каждой страны”. Положения Конвенции не являются началом или итогом обретения аборигенами достойного статуса, они дают лишь ориентиры, могут стать основой для диалога между этими народами и правительствами стран, в которых они проживают.
avatar
shimon
Приятный собеседник
Приятный собеседник

Мужчина
Количество сообщений : 834
Возраст : 71
Дата регистрации : 2009-02-23

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения