Украина: спорные персонажи и национальные герои

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Украина: спорные персонажи и национальные герои

Сообщение  shimon в Пн Окт 24, 2016 9:48 pm


Украина: спорные персонажи и национальные герои

Речь президента Израиля Реувена Ривлина в Верховной Раде затронула многие вопросы украинско-израильского сотрудничества, которое развивается с каждым годом. Но межгосударственными контактами дело не ограничивается. Многие, включая автора этой статьи, внесли свой вклад в развитие украинско-еврейских и украинско-израильских отношений на своем, частном уровне.

Многотысячное волонтерское движение в Израиле, начавшееся со времен Майдана, стало, пожалуй, наиболее масштабным проукраинским волонтерским движением в мире. Итальянцы, немцы и французы вместе взятые не проводили столько ночей напролет у кроватей раненых майдановцев и бойцов АТО, сколько израильтяне – выходцы из бывшего СССР.

Сам Реувен Ривлин проукраинским израильтянам запомнился тем, что в противовес осторожной официальной политике правительства Израиля вместе с президентом Порошенко выступил с официальным заявлением о необходимости немедленной деоккупации Крыма.

Должность президента Израиля – представительская, ее занимают люди, относительно кандидатуры которых в Кнессете существует некий консенсус. Ривлина любят за тот максимум правды, который политик вообще может озвучивать. Не исключением стал и его визит в Украину, и речь в Верховной Раде. "Много пособников преступления были украинцами. И среди них особо выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам", – заявил Ривлин.

Это вызвало бурную реакцию в украинском обществе и, к сожалению, побудило многих антисемитов открыть рты. А также стало триггером, позволившим многим украинским и проукраинским евреям иначе взглянуть на проблемы исторической памяти в Украине. Первым таким триггером стало переименование Московского проспекта в проспект Бандеры.

В Украине начала прошлого века было несколько национальных меньшинств, крупнейшие из которых – русское, польское и еврейское. Пропаганда ОУН, основываясь на "атомистичной теории", идентифицировала украинца в биологических терминах. Идеолог ОУН Мирон Дмитро-Орлик писал: "…В Україні проблему раси треба розглядати не під кутом расизму, але під кутом психологічно-біологічним, як піднесення духової й біологічної сили здоров'я українського народу і під кутом суспільно-національним, як очищення України від зайвого різнонаціонального елементу: москалів, жидів, поляків, мадярів, татарів і т.п."

Практически все идеологи ОУН, как (м), так и (б), в той или иной степени требовали очищения "украинской расы" от чужеродных элементов. Шведско-американский историк, профессор Пер Рудлинг, в своей работе "ОУН, УПА и Холокост: исследование разработки исторических мифов" пишет, что обе ветви ОУН, в общем, адаптировали расовую теорию Альфреда Розенберга и Ганса Гюнтера под свои нужды[i].

Работы немецких идеологов издавались ОУН в 30-х годах во Львове, в том числе с предисловиями влиятельного идеолога ОУН Ярослава Оршана. Сам Оршан отмечал, что "фашизм, национал-социализм, украинский национализм – разные выражения одного и того же духа".

Другой идеолог украинского национализма Дмитро Донцов перевел многие работы Геббельса, Муссолини, Розенберга, Гитлера и Франко и опубликовал их в "Вишняке" и других журналах интеллектуалов украинского националистического движения. Пер Рудлинг делает вывод, что идеология Организации украинских националистов представляла собой смесь философии Донцова, итальянского фашизма, Ницше и немецкого национал-социализма, соединяя в себе принцип полного подчинения одному вождю - Fuhrerprinzip, крайний национализм, методы террора и идеологию корпоративного государства (сегодня в почти чистом виде существующую в путинской России).

Современные поклонники ОУН признают, что в рядах ОУН обоих направлений присутствовали антисемиты, но идеология организации антисемитской якобы не была. Это не соответствует действительности – обе ОУН – и Бандеры, и Мельника, были радикально антисемитскими структурами. Антиеврейские статьи в свое время публиковали практически все интеллектуалы и идеологи обоих движений: Донцов, Миляныч, Мартинец, Стецько и другие.

Два года бесчеловечной советской оккупации на Западной Украине еще более радикализировали лидеров украинских националистов.

Ярослав Стецько настаивал, что нельзя допустить ассимиляцию евреев, следует их уничтожить физически. 25 июня 1941 года Ярослав Стецько писал Бандере: "Мы уже организуем милицию, которая поможет убрать евреев и защитить от них население". Ярослав Стецько выступал против демократии, а большевизм считал еврейским продуктом, видя в ЕВРЕЯХ главного и основного врага Украины, требуя немецких методов их уничтожения, при этом исключая любую ассимиляцию евреев[ii].

Погром во Львове Стецько описывал как украинскую самооборону (Инструкции такой милиции (Війскові плани ОУН (б) у Таємній Інструкції Революційного Проводу" требовали "стрелять москалей, евреев, нквдшников и политруков". Инструкции революционного проводу для организационного актива требовали исключать евреев, а "тем более поляков и московитов" из административных должностей, а если есть крайняя необходимость, то еврея разрешается оставить, поставив над ним члена милиции, готового, если что, его расстрелять.

Планы ОУН (б) включали в себя физическое уничтожение национальных меньшинств и заселение этих территорий этническими украинцами в рамках украинского Generalplan Ost[iii]. Лидеры ОУН (м) в своем печатном органе "Селянська доля" писали, что "евреи должны уйти с нашей земли или умереть на ней".

Не хватит объема статьи, чтобы перечислить одиозные предложения лидеров ОУН по решению еврейского вопроса. В годы оккупации все эти публикации нашли свое место в финансируемых немцами изданиях.

Большинство историков, за исключением некоторых украинских, считают, что члены ОУН участвовали в большинстве антиеврейских акций, и их было немало среди "полицаев" (шуцманов). Среди них украинско-канадские историки Джон Пол Химка и Марко Царинник, Берндт Болл, Омер Бартов, Пер Рудлинг, Тарик Сирил Амар, Уильям Блэкер, украинско-польско-канадский историк Виктор Полищук и ряд других европейских, канадских и американских историков. А главное, что это официальная точка зрения, принятая как мемориалом "Яд ва-Шем", так и Вашингтонским музеем Холокоста и, вероятно, один из тех исторических фактов, которые не вызывают принципиальных споров среди влиятельных историков, специализирующихся на Украине, за исключением украинских и российских изданий, где с обеих сторон примешивается изрядная доля пропаганды и полуправды.

Бессмысленно утверждать, что "Яд ва-Шем" или Вашингтонский музей Холокоста - советские пропагандисты т.к. позиция их основывается на изучении архивных документов и была утверждена в то время, когда США и Израиль считали СССР своим врагом, потому не имея твердых оснований они бы не приняли бы позицию похожую на советскую.

Участие членов милиций ОУН во Львовском погроме хорошо задокументировано, как в переписке с немецкими органами, так и благодаря листовкам ОУН и показаниям участников погромов[iv]. Такие погромы прошли по всей Западной Украине[v]. Члены ОУН участвовали как минимум в 58 погромах на Западной Украине, в ходе которых погибли по разным данным от 13 до 35 тысяч евреев[vi]. Рудлинг приводит архивные сведения, что батальон Нахтигаль под началом Романа Шухевича, состоящий практически полностью из членов ОУН(б) участвовал в расстреле евреев около Винницы (Виктор Харькив "Хмара", член батальона Нахтигаль и позже шуцманшафт батальона 201 писал в своем дневнике об участии в расстреле евреев в двух деревнях около Винницы[vii]).

После поражений под Сталинградом и Курском в 1943 году ОУН(б) начало искать политические связи на новых направлениях. Вооруженные подразделения под командованием Клячкивского и Шухевича взяли под свой контроль подразделения УПА Бульбы-Боровца, который хоть и был антисемитом и участвовал в погромах и расстрелах еврейского населения, не был согласен с тоталитарной и крайне радикальной политической линией ОУН(б). УПА Боровца (созданное изначально под названием "Полесская сечь") было верно правительству УНР в изгнании и не признало "провозглашение независимости" Ярославом Стецько 30 июня 1941 года.

Новое командование УПА было по уши связано с немецким "окончательным решением еврейского вопроса" и состояло еще недавно в различных немецких подразделениях, имевших непосредственную связь с уничтожением еврейского населения: жандармерия, батальоны шуцманшафт, хильфсфрайвиллиге. В отличие от Боровца, теперь командование УПА, состоявшее из членов ОУН(б) начало применять насильственную практику мобилизации, зачастую уничтожая несогласных (речь об этнических украинцах Западной Украины). Внутренний рапорт номер 4-8-2034 начальника 3 отдела НКВД УССР Павла Судоплатова заместителю наркома НКВД СССР Богдану Кобулову оценивает долю насильно мобилизованных в 60%.

Филипп Фридман, пионер в исследовании отношений УПА к евреям, пишет, что в 1943 году различные группы УПА активно занимались вылавливанием евреев, бежавших из гетто и концлагерей, расстреливая их[viii]. Начало убийств мирного еврейского населения бойцами УПА совпадает с захватом власти в УПА бандеровцами (как мы помним основал ее Бульба-Боровец).

"Зимой 1942 – 43 различные украинские партизанские группы начали интенсивную борьбу против всех этнических неукраинцев. Евреев, которым удалось бежать из гетто, ловили на дорогах, в деревнях, лесах и убивали"[ix]. Бывший командир украинского повстанческого движения Бульба-Боровец говорит, что он был шокирован размахом еврейского геноцида. Согласно Карлу Беркхоффу, Бульба-Боровец рассказывал ему, что получил в марте 1943 года от "бандеровцев" (от Лебедя) список требований к его подразделению, согласно которым УПА огласило смертный приговор всем полякам Западной Украины - в июне этническая чистка должна была быть завершена[x]. В апреле 1943 лидер ОУН(б) того времени Микола Лебедь требовал "зачистить всю революционную территорию от поляков"[xi]. Этнические чистки УПА продолжала большую часть 1943 и 1944 годов, прекратив их с вступлением советских войск на эту территорию.

Поляки были основной целью УПА, однако уничтожались также евреи, чехи, венгры, армяне и другие "не украинцы". Один из слоганов ОУН(б) гласил "да здравствует великая независимая Украина, без поляков, евреев и немцев. Поляки за Сан, немцы – в Берлин, евреи – на виселицы"[xii] (В одной из песен УПА были строки: "Вырезали мы жидов, вырезали поляков, малого и старого, до единого; поляков вырежем – Украину построим"[xiii]. Убийцы использовали в основном сельскохозяйственные орудия – косы, вилы, ножи[xiv], которые православные священники освящали в своих церквях[xv]. Для того, чтобы посеять панику и заставить поляков бежать, тела очень часто уродовались – носы отрезались, животы вспарывались и т.п., воспоминаниями жестоких убийств наполнены воспоминания польских и еврейских беженцев.

В своей книге, опубликованной в США, выживший в Холокосте Моше Мальц рассказывает, что бандеровцы устроили охоту за бежавшими от нацистов евреями. Пойманных зачастую разрезали на мелкие кусочки. "Бандеровцам было неважно, кого убивать… они уничтожали население целых деревень. Т.к. евреев уже не осталось, они занялись поляками. Каждый день мы видели проплывающие по реке Буг трупы поляков с проволокой вокруг шеи"[xvi]. В 1943 году произошла переориентация ОУН(б) и УПА на западную антигитлеровскую коалицию и риторика стала более либеральной, однако убийства продолжались в том же темпе[xvii].

Кульминация еврейских чисток УПА пришлась на 1943/44 года, когда прошли массовые акции УПА по поиску прятавшихся в селах евреев[xviii]. Поиском прятавшихся евреев занималась в основном Служба безопасности ОУН(б). К этому времени почти всех евреев уже убили нацисты и искали только тех, кого скрывали местные жители и тех, кто прятался по лесам. По разным подсчетам, в этот период было убито от 1-2 тысяч евреев[xix] до нескольких тысяч, однако количество убитых было наверняка больше[xx], в то время как уничтоженных поляков было 88.700 (другая версия – 130.800[xxi]).

Очень часто приходится слышать о том, что в рядах УПА состояли и евреи, однако популяризирующие этот факт забывают, что евреи в основным были врачами в партизанских отрядах, и не от хорошей жизни. Для многих евреев это стало единственной надеждой на выживание. Украинско-канадский историк Джон Пол Химка описывает это как "брак по согласию между партизанским отрядом, отчаянно нуждавшемся во врачах, и евреями-врачами, отчаянно нуждавшимся в месте, где они могли спастись от немцев"[xxii].

Поскольку в то время профессии врача, парикмахера, сапожника и портного были почти исключительно еврейскими, то этих специалистов УПА тоже держало в своих рядах, давая возможность выжить. В 1943 отряды УПА ("бандеровцы"), начали имитировать немецкую "селекцию" и создавали свои концлагеря. Бетти Айзенштейн рассказывает, что только профессиональные работники оставались в живых. Один из таких лагерей располагался в Порицке на Волыни, где содержалось 100 евреев. Другой – в Кудринках под Тучиным, там держали 400 евреев. Айзенштейн говорит, что при приближении советских войск бандеровцы ликвидировали лагеря вместе с их обитателями[xxiii].

Даже во время отступления немецких войск, за исключением отдельных случаев, немцы не подвергались нападениям отрядов УПА, целью которых оставались советские войска, поляки [xxiv] и евреи[xxv]. Несмотря на антигерманские заявления и решения Третьего конгресса ОУН(б), они не вылились в организованную антинемецкую борьбу на оккупированных территориях, поскольку Шухевич и Лебедь были против борьбы с недавними союзниками (Допрос Михайло Дмитриевича Степаняка, архив СБУ. Работая с советскими архивами следует иметь в виду, что Советы имели свой интерес в демонизации УПА, однако они подтверждают общую картину, основанную на других свидетельствах об особых отношениях УПА и немцев.)

Тем не менее – факт, что как минимум 6% лидеров УПА и ОУН(б) были убиты немцами[xxvi]. Первый командир УПА напоминает Шухевичу о том, что "когда в июле 1941 года УПА начало свою борьбу, Вы заняли негативную позицию и занимали ее до самой последней минуты"[xxvii].

Тем не менее, начиная с 1943 года и до сегодняшнего дня ОУНовцы и их последователи отчаянно пытаются отмыть свое прошлое 41 и 42-го годов, напирая на разрыв с Германией в 43-м. В октябре 1943 году Крайовий провід приказал подготовить документы, свидетельствующие, что в окончательном решении еврейского вопроса украинская полиция не участвовала. Они должны были свидетельствовать, что немцы заставляли Юденраты документально подтверждать участие украинской полиции, а также доказывать, что погромы совершали поляки, которых немцы использовали в своей борьбе с украинцами[xxviii]. Одним из таких сборников стала "До початку книга фактів", цель которой – создание удобной альтернативной истории "украинского сопротивления".

Если в 1942 году празднование годовщины провозглашения "независимости" содержало четкие антисемитские посылы, то в 1943-м риторика изменилась. В 1947 году англоязычный пропагандистский листок ОУН уже отрицал всяческое участие полицейских сил в уничтожении евреев[xxix]. Закордонна Частина ОУН была ответственна за создание нового имиджа и подвергала цензуре все издаваемые документы, такие, как декларация Стецько о верности нацистской Германии, чтобы создать новый имидж борцов как с коммунистами, так и с фашистами, которые не имели никакого отношения к уничтожению евреев.

К сожалению, сегодня в Украине, на фоне борьбы с российским агрессором, такие грешащие против исторической истины взгляды очень популярны. Люди не хотят углубляться в неудобную историю, желая иметь под рукой героев, соответствующих духу времени.

Бежавшие из коммунистической зоны оккупации ОУН(б), как в США, так и в Германии сформировали структуры, которые в случае освобождения Украины должны были создать на украинских землях диктаторский строй. Согласно оценкам полиции ФРГ, только в Германии ОУН совершили около 100 политических убийств[xxx].

В послевоенные годы в рядах ОУН произошел серьезный раскол между убежденными сторонниками Fuhrerprinzip, тоталитарного строя и терроризма Бандерой, Стецько, Ленкавским и Львом и Дарьей Ребет, Лебедем и Гриньохом, хотевшими имплементировать программу Третьего конгресса. Раскол этот привел к столкновениям, в том числе вооруженным[xxxi].

Более того, ОУН(б) с 1951 года под руководством Бандеры становится ярко антимериканской, угрожая расправой украинцам работавшим на Штаты[xxxii]. ЦРУ США и МИ6 теряют всякий интерес к Бандере[xxxiii], описывая его в 1954 году как "бандита", "безжалостного", "политически неприемлемого для правительства США"[xxxiv]. ЦРУ США предлагают его "политически нейтрализовать[xxxv] в то же время ЦРУ озабочено советской группой, проникшей в 1946 году на оккупируемую американцами территорию с целью его похищения[xxxvi]. Мы не должны позволить сделать из него "мученика", считает ЦРУ[xxxvii].

Запад предпочитал сотрудничать с фракцией ОУН(з), которую возглавляли в начале пути (1954) Лев Ребет, потом в нее входили Мартынец и Кубийович. Произошла полная перезагрузка тоталитарного прошлого организации под началом Бандеры и Шухевича, теперь ОУНовцы называл себя демократами. В эту же фракцию позднее входил и Микола Лебедь, с которым культивировали отношения американцы, переправив его в США в 1949 году. Называя его "очень радикальным, возможно, более чем Бандера"[xxxviii], США прекрасно понимали, что можно использовать его обширные контакты на территории Украины и направить крайний национализм на борьбу с советским тоталитарным режимом[xxxix].

"Несомненно, в сегодняшней Украине существуют некоторые националистические чувства, и мы обязаны их использовать как инструмент в Холодной войне", - писал один из аналитиков ЦРУ[xl].

Сотрудничество с ЦРУ давало двойную выгоду: спасение от преследования за военные преступления (Департамент иммиграции и натурализации считал, что Лебедь должен быть немедленно депортирован в связи "с массовыми убийствами украинцев, поляков и евреев", однако он был защищен благодаря личному вмешательству замдиректора ЦРУ[xli]) и помощь ЦРУ в создании псевдонаучных институций, отбеливающих преступления членов ОУН во время войны (таких как "Пролог", например) и для ЦРУ, которое занималось антикоммунистической пропагандой.

Граница между научными исследованиями и внутренней политикой в украинской диаспоре была сильно размыта. Лебедь на протяжении всей "холодной войны" оставался очень полезным для ЦРУ[xlii]. ОУН(м) после войны тесно было связано с Мюнхенским институтом советологии, однако в связи со слабым владением иностранными языками ОУНовцами, вскоре их сотрудничество прекратилось, а сам институт так никогда и не стал серьезным академическим учреждением. Такие учреждения поставили во главу своей работы отбеливание действий ОУН во время войны[xliii]. Украинский национальный совет, под руководством Левицкого[xliv], в то время состоял исключительно из петлюровцев и мельниковцев. Бандера относился исключительно критически к тому, что они сотрудничали с русскими антикоммунистами и считал, что те "нарушили единый фронт борьбы против московских империалистов и их покровителей"[xlv].

"Украинские науки" были глубоко политизированы и многие западными учеными считались не заслуживающими серьезного отношения из-за отсутствия объективности[xlvi]. Начиная с 70-х годов в украинской диаспоре появилось новое поколение украинистов - сторонников ОУН, в совершенстве освоивших мультикультурализм и политкорректность, и начавших представлять свою борьбу в антиколониальных терминах, популярных на Западе. Пронационалистические историки просто использовали своих героев в качестве платформы для защиты своей националистической мифологии среди которой они выросли и воспитывались (после представления Степана Бандеры к званию Героя Украины президентом Ющенко, директор Канадского института украинских наук Зенон Когут отрицал фашистскую природу ОУН[xlvii].

Группа Лебедя жестко контролировала свои архивы, селективно публикуя некоторые документы, перенабирая их, редактируя и манипулируя другим образом, особенно относительно 1941-42 годов, когда связь ОУН с нацистской Германией была наиболее интенсивна[xlviii].

Доходило до абсурда – в статье Богдана Витвицкого "Антисемитизм" в Украинской энциклопедии, изданной в Канадском институте украинских исследований, сказано, что "никогда не существовало украинской антисемитской партии"[xlix]. Мирчук написал даже книгу, которая была рассчитана на изменение восприятия украинцев как антисемитов. Однако как раз в ней он не удержался от ярких антиеврейских стереотипов в духе прокламаций ОУН, упоминая о том, что еврейский бог приказывает пить кровь украинцев через налоговые поборы и пытки в застенках НКВД. "СССР" он шутливо интерпретирует как 3 С - Сруля и 1 Р – Русский[l].

Пер Рудлинг пишет, что несмотря на то, что современные историки доказали, что ОУН и УПА принимали участие в массовых убийствах евреев, пронационалистические историки отвергают антисемитские мотивы убийств. Профессора Петро Потичного попросили прокомментировать недавние исследования о том, что УПА массово участвовала в убийствах евреев, на что он ответил, что евреев убивали, поскольку они были коммунистами[li].

Похожие аргументы националистических "историков" выдвигались и о поляках – их, якобы, убивали именно за сотрудничество с коммунистами[lii] или же утверждают, что УПА не убивали "мирное население", т.е. то население, которое они убивали, мирным не являлось, как достаточно четко в своем интервью определил Вятрович[liii].

Националистические историки в течение лет многих предпринимали неоднократные попытки обелить украинские националистические организации, тесно связанный с нацизмом в годы Второй мировой. Фашистская ориентация "декларации Независимости" Ярослава Стецько 30 июня 1941 году, после войны была отредактирована и слова о верности Гитлеру были убраны, а Косик, Потычный, Гунчак и прочие "националистические историки" настаивают, что именно тогда и была разорвана связь с нацистской Германией[liv], некоторые историки пытаются разорвать связь между ОУН(б) и более поздней УПА, а в последнее время наиболее популярен стал тренд глорификации Бандеры и других лидеров ОУН как символа антироссийского сопротивления, намеренно умалчивающий об их тоталитарной и бесчеловечной идеологии.

При этом не упоминается их четкая и ясно выраженная во многих декларациях, письмах и документах поддержка Гитлера, нацистской Германии, Холокоста и т.п. Поскольку для создания положительной мистификации недостаточно забыть негатив, а нужно придумать и позитив, который мог бы четко соотноситься с современным украинским демократическим национализмом, националистические историки упирают на документы 1943-1951 годов, когда ОУН искало новых союзников на Западе.

Мифология развивалась также и в филосемитском направлении, современные националистические историки пытаются представить ОУН и УПА как организации, в которых тепло принимали представителей различных национальностей, в частности, евреев[lv].

98.5% евреев Волыни были уничтожены – это один из самых высоких показателей на территории, где был Холокост, и согласно историкам, если бы не бандеровцы, процент жертв был бы значительно ниже[lvi].

Один из мифов, распространяемых националистическими историками, стала фальшивка "Живу благодаря УПА" - книга, автором которой является якобы Стелла Кренцбах/Кройцбах. Филипп Фридман, американский журналист, выживший в Холокосте, расследовал эту историю и пришел к выводу, что это грубая подделка[lvii]. Факты, указанные в этой "биографии" были проверены с помощью запросов в Израиль Пером Рудлингом, на которые также не было положительных ответов. После тщательного анализа он также пришел к выводу, что это подделка[lviii].

После прихода к власти Президента Ющенко новые герои начали получать институализированный статус. Пер Рудлинг удивляется, как молодая развивающаяся демократия пытается одновременно совместить две совершенно диаметральные и противоположные вещи – культуру крайне правого национализма и фашизма и западноевропейские демократические ценности. Работа Рудлинга датируется 2010 годом, предполагаю, что сегодня многие историки, специализирующиеся на украинской истории, удивляются еще больше.

Что касается господина Вятровича, сделавшего в своих работах упор на "прекрасное отношение УПА к евреям", то, к сожалению, он по неизвестной причине не сумел прочитать огромный пласт воспоминаний евреев, выживших в Холокосте, которые со страхом вспоминают и ОУН и УПА как антисемитские организации[lix]. Вятрович игнорирует свидетельства массовых убийств евреев УПА, которые находятся в украинских и немецких архивах (например, доклад немецкой разведки за апрель 1944 года сообщает что "УПА удачно преследовала еврейских бандитов и на данный момент расстреляла около 100 из них "[lx].

Вятрович игнорирует неудобные факты и в целом следует развившейся в диаспоре после войны традиции отрицания антисемитизма организаций ОУН и УПА, а некоторые свидетельства объявляет фальсифицированными. Украинские историки Джон Пол Химка и Тарас Курило критикуют его позицию и считают, что объявленный Вятровичем документ Ярослава Стецько является аутентичным.

Что же так не нравится Вятровичу в этом документе? Вот что писал "премьер" ОУН: "Вважаючи головним i вирiшним ворогом Москву, а не жидiвство, яка властиводержала Україну в неволi, тим не менше доцiнюю належно незаперечношкiдливу i ворожу ролю жидiв, що помагають Москвi закрiповувати Україну. Тому стою на становищi винищення жидiв i доцiльности перенести на Україну нiмецькi методи екстермiнацiї жидiвства, виключаючи їх асимiляцiю i тп[lxi]". Карел Беркхоф и Марк Царинник считали этот документ аутентичным, в отличие от сомнительной аргументации Гунчака, на которую опирается Вятрович[lxii].

Надо отдать должное Вятровичу – он признает аутентичность документа одного из лидеров бандеровского движения Ленкавского, датированного июлем 1941 года, (получив подтверждение от одного из участников ОУН(б) Василя Кука, который считал, что "Відносно жидів приймемо всі методи, які підуть їм на знищення"[lxiii]. (Но на передаче Шустера 30 сентября он уже отвергает его аутентичность). Также Вятрович пытается смягчить статью идеолога Юрия Милянича "Жиди, сіонізм і Україна", в которой тот утверждает, что как только Украина станет независимой, евреи сразу же начнут против нее бороться[lxiv]. Он считает, что статья просто подняла определенный вопрос, не более того. Однако это не совсем так – "Розбудова нації" являлся авторитетным печатным органом ОУН, выражавшим ее позицию.

В книжке Мицюка "Аграризація жидівства на тлі загальної економіки", одной из серьезнейших антиеврейских публикаций своего времени, Вятрович тоже не видит ничего антисемитского, что, как пишут Курило и Химка, заставляет считать, что он не умеет или не желает определять антиеврейскую[lxv]. Когда немецкий оккупационный режим потребовал от газеты "Краковские вести" опубликовать серию антисемитских статей, то обратились именно к Мицюку, который в шести частях опубликовал текст "Жиди в Україні", пропитанный антиеврейским и прогитлеровским духом.

Также Курило и Химка осуждают неспособность Вятровича увидеть антисемитизм в листовке ОУН "Євреї – громадяни України", датируемой мартом 1950 года, из которой собственно следует, что евреи были сами виноваты в том, что во время Хмельниччины и гайдамаччины еврейские местечки целиком уничтожались.

Вятрович, к сожалению, не упоминает многие задокументированные случаи убийства членами УПА спасителей евреев (например, Ludwik Wrodarczyk, римско-католического священника, спасителя евреев, который был признан Праведником народов мира в 2000 году. УПА выкрало и убило его в декабре 1943[lxvi]. В Ганачевке (Hanaczów) в Галиции, командир польской самообороны Казимир Войтович помог большому количепству евреев. Евреи Ганачевки организовали еврейскую роту и сражались против УПА вместе с местными поляками в рамках Армии Крайовой. Войтович пережил войну и вместе с двумя своими братьями был признан Праведником народов мира[lxvii].

Вятрович неоднократно упоминает о евреях в рядах УПА. Рудлинг же считает, что, включая "Стеллу", в УПА могло состоять максимум около 25 евреев, что является ничтожным процентом от общего количества бойцов (немцы оценивали численность УПА в 40 тыс., а националистические источники говорят о 100 тысячах.) Однако легенда об украинских и еврейских бойцах, которые в рядах УПА сражались против нацистов, становится все популярнее. В 2010 писательница Оксана Забужко написала книгу, в которой главная героиня – еврейка – медсестра в отряде УПА.

При поддержке того же Вятровича недавно была установлена в Бабьем Яру мемориальная доска главному редактору газеты "Українське слово" и члену правления ОУН Рогачу, который 2 октября 1941 года, когда еще шли расстрелы в Бабьем Яру, выпустил статью "Найбільший ворог народу – жид"[lxviii], а 9 октября выпустил статью, призывающую выдавать немцам евреев, пытающихся спрятаться от "справедливого возмездия" [lxix]. Его, правда, потом тоже расстреляли, когда пути ОУН и немцев разошлись.


Статья от 2 октября:


Статья от 9 октября:


Также на стенде представлены портреты Бандеры, Стецько и Мельника – главы ОУН(м), известного антисемита, сотрудничавшего долгие годы с нацистской Германией, в чьем проекте конституции (точнее Конституция подготовлена Сциборским по поручению Мельника) право еврея на гражданство Украины отвергалось[lxx].

Таким образом, часть украинских лидеров пытается на мифологии построить новое национальное самосознание. Большая часть этих взглядов – созданные заново мифы, ничего общего не имеющие с реальностью. Пер Рудлинг спрашивает, можно ли иначе, и сразу отвечает – конечно.

Например, у немцев крайне националистическая идеология 1930-40 годов, поддержанная большинством их прабабушек и прадедушек, вызывает отторжение. Это является общей новой чертой немецкой идентичности. Рудлинг говорит, что, в отличие от этого, экспортеры мифов не только отвергают фашизм и антисемитизм ОУН, но наоборот, превращают их едва ли не в спасителей евреев. Таких основных группы две – крайне радикальные националисты, отвергающие антисемитский нарратив ради нейтрализации собственной критики, и демократы, которые возвели филосемитский миф в ранг официальной историографии.

Ни те, ни другие не осудили ни ОУН, ни УПА за геноцид гражданского украинского, польского и еврейского населения.

К сожалению, те, кто критикует такую позицию, зачастую подвергаются гонениям, их называют коммунистами, совками и чуть ли не пособниками врага. На шоу Савика Шустера 30 сентября глава современного ОУН Богдан Червак кричал и угрожал директору Украинского Еврейского комитета уголовной ответственностью. Исторические документы, выставляющие ОУН в негативном свете, автоматически объявляются путинскими фальшивками, а люди, цитирующие их – агентами Кремля. Такая позиция неприемлема в правовом демократическом государстве!

(Читать дальше)

authorАвтор: Цви Ариэли

avatar
shimon
Приятный собеседник
Приятный собеседник

Мужчина
Количество сообщений : 668
Возраст : 70
Дата регистрации : 2009-02-23

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения