Военная промышленность СССР

Перейти вниз

Военная промышленность СССР Empty Военная промышленность СССР

Сообщение  shimon в Вс Дек 17, 2017 4:31 pm

Военная промышленность СССР
Пишет Alex Shulman (shaon)


В годы 2МВ в СССР выдвинулась блестящая плеяда выдающихся руководителей промышленности и инженеров-евреев. Благодаря их таланту и самоотверженному труду, после разгрома 1941 года удалось в короткие сроки построить заводы в Сибири и на Урале и восстановить производство вооружений. Их усилия сыграли ключевую роль в непрерывном снабжении Красной Армии боевой техникой и вооружениями и стали залогом Победы.


СССР "отблагодарил" еврейских инженеров и руководителей промышленности за самоотверженный труд - после войны они стали объектом яростной антисемитской компании, повлекшей за собой дискриминацию, травлю, изгнание и полное забвение в СССР их подвига.



Евреи во главе военной промышленности СССР во время 2-ой Мировой войны

В годы войны евреи возглавляли ключевые наркоматы и управления военной промышленности, ковавшие оружие Победы.Это были выдающиеся организаторы производства, не щадившие ни себя, ни своих подчиненных ради главной цели - Красная Армия должна была непрерывно снабжаться современной техникой и вооружениями, превосходящими оружие нацистской Германии.

СССР после разгрома в 1941 г. лишился центров военной промышленности, оставшихся на оккупированной немцами территории. Ради спасения страны, требовалось буквально в считанные дни эвакуировать производства и построить новые заводы в Сибири и на Урале, чтобы дать Красной Армии все необходимые вооружения.

Этот подвиг был совершен в основном благодаря усилиям евреев, возглавлявших ключевые наркоматы.


Среди них:

генерал-полковник Ванников Борис Львович - нарком вооружений с 1939 го 1941 гг., затем нарком боеприпасов в 1942-1946 гг.После войны министр Б.Л. Ванников возглавлял работы по созданию атомной бомбы, будучи председателем Комитета № 1 при правительстве.

Гинзбург Семен Захарович - нарком строительства СССР в 1939-1946 гг. В годы войны руководил работой по строительству оборонных и промышленных объектов, вводом в строй эвакуированных предприятий, восстановлением народного хозяйства в освобожденных районах.

Каганович Лазарь Моисеевич - член Гос. Комитета обороны, председатель Транспортного комитета при Совете народных комиссаров СССР, нарком путей сообщения в 1938-1942гг. и 1943-1944гг.

генерал-майор Зальцман Исаак Моисеевич - нарком танковой промышленности СССР в 1941 - 1943гг. Cоздатель и руководитель Танкограда, созданного в Челябинске на базе Челябинского тракторного завода, эвакуированных Кировского машиностроительного и Харьковского танкового заводов.

В оборонных наркоматах среди руководителей Главных управлений было 26 евреев. 18 заместителей наркомов ряда важнейших наркоматов тоже были евреями, среди них:

Генерал-майор Сандлер Соломон Миронович - зам. народного комиссара авиационной промышленности.

Генерал-майор Вишневский Давид Николаевич -зам. народного комиссара боеприпасов. Под его началом были разработаны новые типы взрывателей для снарядов

Генерал-майор Залесский Павел Яковлевич - зам. начальника главного управления наркомата авиационной промышленности.

Генерал-майор Землеруб Виктор Абрамович - начальник главного Управления наркомата боеприпасов.

Генерал-лейтенант Левин Михаил Аронович - начальник управления моторостроения и топлива авиационной промышленности.

Генерал-майор Носовский Наум Эммануилович - начальник главного управления наркомата вооружения.

Генерал-майор Франкфурт Самуил Григорьевич - начальник главного управления наркомата боеприпасов.

Рыбак Борис Михайлович – зам. народного комиссара авиационной промышленности;

Каплун Григорий Данилович – зам. народного комиссара судостроения;

Коган Юлий Соломонович и Мясковский Семен Абрамович – зам. народного комиссара в наркомате среднего машиностроения;

Начальником технического управления наркомтанкопрома был Фрезеров Григорий Рафаилович.

Израиль Гальперин - зам. наркома тяжелой промышленности;

Ефим Браиловский - зам. наркома электротехнической промышленности;

Семен Резников - зам. наркома черной металлургии, и, одновременно, директор Нижне-Тагильского металлургического завода, который за годы войны поставил 30 % броневой стали для танковых заводов страны.

Среди тех, кто создавал производственную базу оборонной промышленности можно назвать:

Бернштейн Лев Борисович - начальник строительства объектов для Северного флота.

Гренадер Давид Семенович - начальник строительства завода в Сибири.

Дымшиц Вениамин Эммануилович - строитель металлургических заводов: Кузнецкого, Азовстали, Криворожского, Магнитогорского. В годы войны вводил новые мощности. Управляющий трестом «Магнитострой».

Шейнкин Борис Лазаревич - начальник строительства подводного бензопровода через Ладожское озеро. Затем руководил строительством нефтепровода от Гурьева до Куйбышева,

Шильдкрот Моисей Абрамович - начальник строительства танкограда на базе Челябинского тракторного завода.

Генерал-майор Рапопорт Яков Давидович - командующий 3 саперной армией и оборонительного строительства ряда фронтов. С 1943 г. строил Челябинский металлургический завод.

Шапиро С.Г. - Начальник Главного военно-промышленного управления при СНК СССР

Лившиц Б.Л. - Зам. начальника Строительного управления Наркомвоенморфлота
Харьковский А.З. - Главный инженер Главуралстроя

Аронсон Е.Г. - Главный инженер Главуралэнергостроя

Левин И.А. - Начальник Главэлектромонтажа

Мизрухин Я.М. - Начальник Главпромэлектромонтажа

Офенгейм Г.Г. - Начальник Главдальстроя

Василевицкий В.А. - И.о. начальника Главбоеприпасстроя

Золотников Е.М. - Главный инженер того же Управления

Спивак Н.Я. - Главный инженер Глававиастроя

Рапопорт Я.Д. - Начальник Главгидростроя

Шлюгер И.С. - Начальник Гллавсвязьстроя

Френкель Н.А. - Начальник Главжелдорстроя

Кульчицкий Б.С. - Главный инженер Главпромстроя



Металлургические заводы возглавляли:

Сокол Яков Исаакович - директор Челябинского металлургического завода качественных сталей

Шварцбург Петр Ильич - директор Челябинского кузнечно-прессового завода.

Эскин Юлий Борисович - директор морского завода.

Резников С.И. - Директор Ново-Тагильского металлургического завода, главного
поставщика броневой стали.

Локшин Е.М. - Главный инженер того же завода

Гринберг Л.И. - Директор Петровско-Забайкальского мелаллургического завода

Коган П.И. - Директор завода “Азовсталь”

Крамер М.Ф. - Директор Златоустовского металлургического завода.

Злочевский И.И. - Директор Саткимского металлургического завода

Гутник В.Д. - Директор Челябинского завода металлоизделий

Трегубов А.И. - Директор Лысьвенского металлургического завода

Коханов И.Е. - Директор Чермозского металлургического завода

Пастернак И.Б. - Главный инженер Первоуральского Старотрубного завода

Ямпольский А.О. - Директор Каменск- Уральского трубного завода

Вайсберг Л.Э. - Главный инженер Кузнецкого металлургическогокомбината,

Юдович С.З. - Главный инженер завода “Спецсталь”

Пустыльник И.И. - Главный инженер Уральского алюминиевого завода

Ицыксон Б.И. - Главный металлург того же завода

Фальский Ф.Г. - Директор Соликамского магниевого завода

Сокол Я.И. - Директор Челябинского металлургического завода

Левин Л.И. - Директор Нижне-Сергинского металлургического завода

Неймарк Н.Я. - Директор Актюбинского ферросплавного завода

Нодельман А.А. - Директор Белорецкого металлозавода

Гришкан А.З. - Директор Бакинского трубопрокатного завода.

Артиллерийское вооружение

Главное управление по производству артиллерийского вооружения возглавлял генерал Наум Эммануилович Носовский.

Горлицкий Лев Израилевич был конструктором самоходных артиллерийских установок САУ-76, САУ-122.

Локтев Лев Абрамович - конструктор артиллерийских пушек-зениток.

В конструкторском бюро Грабина были разработаны артиллерийские пушки ЗИС-3 - их создавали конструкторы-разработчики: Ласман Б., Норкин В., и др.

Главным инженером Приволжского (Горьковского) завода был Марк Зиновьевич Олевский (лауреат Сталинской премии). За годы войны завод выпустил 100 тыс. артиллерийских орудий.

Генерал-майор Быховский Абрам Исаевич возглавлял Ижевский и Пермский артиллерийские заводы. Ижевский завод был основным производителем авиационных пушек и всех видов стрелкового вооружения (пулеметы, винтовки, противотанковые ружья).

Уральским артиллерийским заводом руководил генерал-майор Лев Робертович Гонор. Этот завод выпускал тяжелые полевые и противотанковые пушки.

Директором артиллерийского завода им. Ворошилова был Борис Абрамович Хазанов

Директором завода им. Калинина (бывшего Обуховского) был Борис Абрамович Фрадкин. На заводе выпускали зенитные артиллерийские установки. После войны завод производил ракетные установки, их главным конструктором был выдающийся инженер-еврей Лев Вениаминович Люльев.

Яков Абрамович Шифрин в 1941 г. был главным инженером завода “Большевик”, в 1942 г. стал директором артиллерийского завода им. Ворошилова. На этом заводе было создано СКБ минометного вооружения. Я.А. Шифрин был одним из руководителей Центрального артиллерийского конструкторского бюро в 1942-1944 гг.
Всем директорам артиллерийских заводов было присвоено генеральское звание. За годы войны артиллерийские заводы выпустили 482 тысячи орудий.


Стрелковое и авиационное вооружение

Основным поставщиком всех видов стрелкового вооружения был Ижевский машиностроительный завод, главным инженером которого в годы войны был Соломон Савельевич Гинденсон, Герой социалистического труда.
Главным технологом был Абрам Яковлевич Фишер, лауреат Сталинской премии.
Главным конструктором авиационного вооружения был выдающийся инженер
Александр Эммануилович Нудельман, лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда. Завод выпускал также противотанковые ружья, пулеметы и т.п.
Гинденсон С.С. - Главный инженер Ижевского машиностроительного завода
Фишер А.Я. - Главный технолог того же завода
Минков А.Я. - Главный инженер Ижевского завода по производству пистолетов
Котляр А.С. - Директор оптического завода №69 (Прицелы, дальномеры, стерео
трубы и бинокли)
Брусиловский А.И. - Начальник производства того же завода
Лазаревич Я.А. - Главный инженер завода по производству вооружения №88
Морозенский А.И. - Главный инженер военного завода №71
Подобрянский В.А. - Главный инженер военного завода № 17
Зеликов А.И. - Главный инженер военного завода №70
Альтговзен - Директор Уральского турбинного завода, выпускавшего реактив-
ные установки.
Каневский - Директор военного завода №625 того же профиля
Штейнберг - Директор военного завода №209 того же профиля
Цофин С.А. - Директор военного завода им. Гольца
Боярский Л.Г. - Директор завода им. Энгельса
Фраткин Б.А. - Директор артиллерийского завода им. Калинина (Зенитн. устан-
овки.)
Авцин Г.В. - Главный инженер того же завода
Олевский М.З. - Главный инженер пушечного завода №92
Гонор Л.Р. - Директор завода “Баррикады” Сталинград, затем Уральского
артиллерийского завода
Быховский А.И. - Директор Ижевского машиностроительного завода, затем Пермс-
кого машиностроительного завода.
Шифрин Я.А. - Директор военного завода им. Ворошилова
Хазанов Б.А. - Директор того же завода после перевода Шифрина в Центральное
артиллерийское конструкторское бюро.


Танковое производство

По данным Генерального штаба, Красная Армия потеряла за первые 5 месяцев войны 20500 танков. Поэтому Сталин принял экстренные меры для создания в тылу новой танковой промышленности.
С этой целью в Челябинск, где находился тракторный завод, были эвакуированы Кировский завод из Ленинграда и танковый завод № 183 из Харькова. Директором головного предприятия – Кировского завода – был назначен Исаак Мойсеевич Зальцман, который в 1941 г. был назначен заместителем наркома танковой промышленности , а в 1942-1943 гг. стал наркомом.

Через полтора месяца Харьковский завод начал выпускать дизельные двигатели для танков Т-34, которые еще раньше были созданы в Харькове. Дизельный двигатель мощностью 500 л.с. (модель В-2) был сконструирован в Харькове под руководством Якова Ефимовича Вихмана специально для этого танка. Конструкторами советских танков были Черняк Б.А., Митник А.Я., Шпайхлер А.И., Шварцбург М.Б.

Главным инженером Уральского танкового завода (бывшего № 183) был Лазарь Исаакович Кордунер. Кроме указанны заводов в состав Танкограда входил еще ряд заводов: “Московский станкозавод”, “Красный пролетарий”, завод шлифовальных станков и еще полтора десятка заводов-смежников. Возглавлял конгломерат И.М. Зальцман.

На входившем в состав Танкограда Уралмашзаводе было организовано производство самоходных артиллерийских установок САУ-122, оснащенных 122-мм гаубицами конструкции Лазаря Исааковича Горлицкого. Толщина броневой защиты САУ составляла 45 мм. Вскоре завод заменил ее более совершенной установкой САУ-100 с двумя прицелами. За годы войны было выпущено 22 тысячи таких установок.

В Нижнем Новгороде, где директором завода “Красное Сормово” был генерал-майор Ефим Эммануилович Рубинчик (бывший директор Коломенского паровозостроительного завода) также было организовано производство танков Т-34. Сын директора – Александр Рубинчик работал на этом же заводе испытателем танков и ушел на фронт в звании лейтенанта.

В сентябре 1942 г. выпуск двигателей В-2 был организован и на моторном заводе в г. Барнауле под руководством главного инженера Эфраима Моисеевича Льва, переведенного со Сталинградского тракторного завода. В 1943 г. Кировский завод начал выпуск тяжелых танков ИС-1 и ИС-2 с более мощным вооружением, а также танков КВ.

Главным конструктором тяжелых танков был генерал-полковник Котин Жозеф Яковлевич - под его руководством были разработаны модификации тяжелого танка KB (KB-lc, KB-85, новые танки ИС-1, ИС-2.


За годы войны в Танкограде было выпущено более 100 тысяч танков и САУ.

Лившиц А.М. - Директор Горьковского автозавода, выпускавшего лёгкие танки
Лев Е.М. - Главный инженер Алтайского моторного завода
Дулькин Б.Я. - Директор Сталинградского тракторного завода
Длугач М.А. - Директор оставшегося в Ленинграде после эвакуации Кировского
завода
Зеликсон М.Я. - Директор военного завода №36 им. С. Орджонекидзе
Гольдштейн Б.Я. - Директор завода им. Молотова
Мороз М.А. - Директор военного завода №255
Кацнельсон Е.М. - Директор военного завода №174



Авиационная промышленность

Среди руководителей отрасли были, как и везде, евреи. В авиапромышленности состояло 120 заводов. В 1941 г. ВВС получили 15 тысяч самолетов, в 1942 г. – 25 тысяч, в 1944 г. – 40 тысяч. Кроме того, Красная Армия получила по ленд-лизу от союзников еще 1475 самолетов.

Еще в 1940 г. директор одного из крупных авиазаводов в г. Воронеже Матвей Борисович Шенкман при поддержке конструктора С. Ильюшина на свой страх и риск, без разрешения начальства, начал осваивать производство самолетов ИЛ-2. 23 августа 1941 г. он был награжден Орденом Ленина и получил телеграмму от Сталина: “Самолеты ИЛ-2 нужны Красной Армии как воздух”. 23 мая 1942 г. Шенкман погиб в авиационной катастрофе.

Харьковским авиакомбинатом руководил Вениамин Соломонович Берман,
Иркутским авиазаводом – Исаак Борисович Иосилович,
Саратовским заводом – Израиль Соломонович Левин,
Воронежским – Матвей Борисович Шенкман,
авиамоторным им. Фрунзе – Михаил Сергеевич Жезлов,
заводом по выпуску самолетов У-2 – Юлий Борисович Эскин,
заводом самолетных винтов – Оскар Александрович Казанский.
Генерал-майор Белянский Александр Абрамович - директор авиационного завода № 18, изготавливавшего штурмовики Ил-2.
Казанский О.А. - Директор завода самолётных винтов
Виштынецкий И.С. - Директор завода цветной металлургии
Юсим Я.С. - Директор завода “Шарикоподшипник” г. Москва

Генерал-майор Поликовский Владимир Исаакович был начальником Центрального НИИ авиационного моторостроения.

Среди главных инженеров авиазаводов были Давид Ефимович Айзенберг, Абрам Львович Годенко, Лев Самойлович Давыдов, Наум Александрович Шапиро, Симка Беркович Шерман, Ефим Маркович Юдин, Абрам Филиппович Авербух и другие.

Директором Особого завода № 69 был Александр Савельевич Котляр. В октябре 1941 г. этот завод перебазировали в Новосибирск. Это было ведущее предприятие отрасли, поставляющее прицелы, дальномеры, стереотрубы, бинокли и другую оптическую продукцию.

Генерал-майор И.С. Левин на Саратовском заводе выпустил за годы войны 15 тыс. истребителей ЯК-1 и ЯК-3 благодаря поточно-стендовой сборке самолетов.

Директором Иркутского авиазавода, выпускавшего самолеты Пе-2, Пе-3 и ИЛ-4, был Исаак Борисович Иосилович, назначенный впоследствии заместителем А.Н. Туполева.

Крупнейшее авиамоторное предприятие им. Фрунзе в Самаре (тогда Куйбышеве) выпускало моторы для бомбардировщиков и штурмовиков. Директор этого завода генерал-майор М.С. Жезлов был награжден четырьмя орденами Ленина и званием Героя социалистического труда.

Самым массовым истребителем был самолет Як-9, оснащенный автоматической 37-мм пушкой,созданной Нудельманом Александром Эммануиловичем - главным конструктором по авиационным пушкам на Ижевском заводе. Вместе с ним конструировал авиапушки Рихтер Арон Абрамович.

Важную роль в Сталинградской битве сыграли истребители Ла-5, созданные в КБ генерал-майора Героя социалистического труда Семена Алексеевича Лавочкина. С ним работали специалисты: Тайц М.А., Закс Л.А., Пирлин Б.А., Зак С.Л., Кантор Д.И., Свердлов И.А., Хейфец Н.А., Черняков Н.С., Эскин Ю.Б.
На истребителе Ла-5 летчик Иван Кожедуб сбил 45 вражеских самолетов, а на истребителе Ла-7 – еще 17.

Гуревич Михаил Иосифович создал серию высотных истребителей МИГ.
Косберг Семен Ариевич был главным конструктором авиадвигателей.
Гальперин Анатолий Исаакович - конструктор сверхтяжелой авиационной бомбы весом 5,4 тонны, которую применяли для поражения особо важных и крупных объектов врага, и другие.
Нижний Владимир Иосифович - специалист по двигателям. Погиб при взрыве двигателя во время его испытания.
Миль Михаил Леонтьевич -конструктор, в будущем ставший выдающимся создателем ряда вертолетов.

Генерал-майор ИАС Изаксон Александр Моисеевич вместе с Петляковым В.М. накануне войны создал пикирующий бомбардировщик Пе-2. После гибели Петлякова в 1942 г. возглавлял конструкторское бюро, создавшее самолеты Пе-2, Пе-3, Пе-8 (ТБ-7). С ним работали Буяновер С.И. - главный конструктор прицельных устройств для сбрасывания бомб с Пе-2, Вильгрубе Л.С., Эрлих И.А. и др.

B КБ Туполева работали видные конструкторы и инженеры: Егер С.М., Иосилович Ц.Б., Минкнер К.В., Френкель Г.С, Стерлин А.Э., Стоман Е.К. Ими создан тактический пикирующий бомбардировщик Ту-2 и другие самолеты семейства Ту.

Среди тех, кто испытывал новую авиатехнику, можно назвать летчиков-испытателей Галлая Марка Лазаревича - Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР. Барановского Михаила Львовича Гимпеля Е.Н., Изгейма А.Н., Кантора Давида Исааковича, Эйниса И.В. и других.


Производство боеприпасов

В начале войны все 7 химических заводов по производству пороха и ВВ, расположенные недалеко от границы, были захвачены немцами. Красной Армии нечем было стрелять. На первое время американцы поставили 370 тыс. тонн пороха.

Сталин выпустил из лагеря заключенного туда бывшего наркома вооружения Бориса Львовича Ванникова и назначил его наркомом боеприпасов. Под его руководством развернулись исследования по использованию новых источников для производства боеприпасов. Толуол получили из нефтехимического производства на Уфимском заводе.

Усилиями Московского НИИ боеприпасов особого бюро на заводе № 98, где директором был Давид Григорьевич Бидинский, и профессора Ю. Харитона (после войны – создателя атомной бомбы, академика) задача была решена. Начали выпускать боеприпасы, заводы, руководимые Д.Г. Бидинским, С.Г. Франкфуртом, Е.Д. Бердичевским, О.М. Беленьким, Б.З. .Окуневым, М.Б. Левиным, Н.Ш. Абелевым, Д.Р. Барским и др.
Горский Борис Львович был директором порохового завода,
Неустроев Семен Абрамович - директор завода боеприпасов.

Даже на артиллерийском заводе им. Ворошилова (директор Б.Н. Хазанов) выпустили 8 тыс. мин и 240 тыс. авиабомб. К работам подключили наркомат минометного вооружения и наркомат цветной металлургии. 42 % всего свинца для изготовления пуль и шрапнели давал Лениногорский полиметаллический комбинат, остальной свинец поставлял Чимкентский свинцовый завод.

Генерал Давид Вишневский и его ЦКБ создавали новые типы взрывателей. На заводах цветной металлургии за годы войны было изготовлено 13 млн. реактивных снарядов для “Катюш”, установленных на американские “Студебеккеры” с мощным двигателем (95 л.с.). Сами установки монтировал Московский завод “Компрессор”.

Гольдштейн В.В. - Директор Люберецкого завода сельхозмашин, выпускавшего боеприпасы
Генкин А.К. - Директор завода Уралсельмаш
Гончаров М.Н. - Директор завода им. Молотова
Копелиович М.С. - Директор завода №73
Эпштейн Я.И. - Директор завода “Автоприбор”
Баренблюм И.К. - Директор военного завода №58
Уфлянд А.И. - Директор военного завода №91
Барский Д.Р. - Директор военного завода №386
Брусиловский З.Э. - Директор военного завода № 607
Виттенберг А.С. - Директор завода им. Сталина НКНП
Глейзер А.И. - Директор завода “Идеал” №37
Кустанович В.К. - Директор военного завода № 658
Двинов Х.Я. - Директор военного завода № 10.
Тумаркин Ф. Ш-Б - Директор военного завода № 255
Андрачников Е.И. - Директор военного завода № 578
Бердичевский Е.Д.- Директор военного завода №4
Горелик Б.М. - Директор военного завода №5
Емельянов А.А. - Директор военного завода № 367
Лившиц А.Л. - Директор военного завода № 67



Судостроительная промышленность

Локшин Е.Я. - Директор Сосновского судостроительного завода, выпускал
военные катера. Работал в условиях блокированного Ленинграда
Соболев С.Л. - Директор Сосновского судостроительного завода №5, после Локшина
Симин А.Ф. - Главный инженер того же завода
Слуцкий И.М. - Директор судостроительного завода № 215
Угорский С.С. - Директор судостроительного завода №42
Минкин М.И. - Директор судостроительного завода № 236
Халанай И.А. - Директор судостроительного завода №198
Рубинчик Е.Э. - Директор завода “Красное Сормово”, подводные лодки


Автомобильная промышленность

Лифшиц - Гл. инженер ГАЗа, затем директор ГАЗа
Шварцбург П.И. - Директор Ульяновского автозавода
Лоттерштейн Х.С. - Главный инженер того же завода
Кацман А.Л. - Главный инженер УралЗиСа

За участие в разработке и выпуске новых видов боевой техники за годы войны 300 специалистов-евреев были удостоены Сталинской премии, 12 – звания Героя Социалистического труда, 200 – награждены орденом Ленина. Всего же орденами и медалями были награждены 180 тысяч евреев-инженеров, руководителей предприятий и рабочих.

shimon
Приятный собеседник
Приятный собеседник

Мужчина
Количество сообщений : 923
Возраст : 72
Дата регистрации : 2009-02-23

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения