Генрих Натанович Горчаков.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Генрих Натанович Горчаков.

Сообщение  Валерий-40 в Пт Июн 26, 2009 5:36 pm

Живёт в районе Афулы Гиват а Море,что переводится-Холм Учителя ,человек с замечательной судьбой Генрих Натанович Эльштейн-Горчаков. 5 июля ему исполняется 90 лет.

…и придут затерянные в стране Ассирийской
и заброшенные в стране Египетской…
(Йишайа, 27:13)
И объясняют наши мудрецы, что здесь Ассирия символизирует страны, где евреи живут в относительном благополучии, а Египет – страны, где евреи стеснены в свободе и средствах.
В наши дни исполнения пророчеств приход Генриха Натановича Эльштейна-Горчакова к русскоговорящему читателю Израиля несет в себе оба эти аспекта.

Он пришел к нам из России – страны, которую мы давно привыкли сопоставлять с Егитом и с египетским рабством. И вместе с тем он пришел к нам как носитель мощной культурной традиции, воплощающей русскую культуру как часть культуры общечеловеческой.

Поражают судьбоносные даты его жизни, настолько они индивидуальны, не совпадают с “потоком”…

Арест – не привычный конец 30-х – 1944 год. Право на возвращение с Колымы в Москву – не знакомые нам из истории 1956-57 гг., а 1960.

Его диплом выпускника Литературного института обозначен датами: 1942-1962…

Реабилитация лишь в 1963 году.

Генрих Горчаков писал свои тюремно-лагерные воспоминания без надежды на их публикацию. Они стали книгой только после его приезда в Израиль: “Л-1-105. Воспоминания” (Иерусалим, 1995).

И так же, “ в стол”, вне всяких “издатов” писал он свои серьезнейшие исследования по русской поэзии: Пушкин, Баратынский, Тютчев, Блок, Марина Цветаева…

В “застойные” 70-е годы формируется и своеобразный круг почитателей его таланта, большинство из которых – бывшие ученики его жены Лии Борисовны – нашего учителя литературы.

Среди тех, кто собирался на регулярные “горчаковские чтения”, был и узкий круг “специалистов широкого профиля” – молодых амбициозных еврейских ребят Москвы 70-х. Нам никогда не забыть эти “нездешние вечера” в маленькой прокуренной квартирке в запорошенной снегом Москве…

И вот перед нами книга литератора, который свое слово никогда не сверял с календарями эпохи, не склонил головы, не покривил душой, не лез в соискатели.

Книга обращена прежде всего к нам, израильтянам русского происхождения, его соплеменникам и дважды соотечественникам. И даже прекрасный литературный язык книги без смущения несет вкрапления еврейских слов, вошедших в наш обиход. Так мы говорим…

Книга затрагивает актуалии нашего общества, но ни в какой мере не призывает, ни за кого голосовать и ни кого свергать, а призывает – думать вместе с автором и пытаться найти истину.

В книге два пласта. Один – продолжение мемуаров, первая часть которых (книга “Л-1-105”) заканчивается освобождением из лагеря. Книга, которая перед нами, рассказывает о бессрочной колымской ссылке.

В своих мемуарах Генрих Горчаков решает главную задачу – сказать правду, “одну только правду и ничего, кроме правды” – о том, как человек (интеллигент, студент, еврей) прожил годы и годы в условиях советской каторги и ссылки.

Именно эта абсолютная достоверность, непридуманность и делают повествование буквально захватывающим, хотя читатель и не найдет здесь нагнетания “страстей-мордастей”, ставших привычными в лагерной мемуаристике.

Другой пласт – размышления о еврейской судьбе. Мировоззрение автора, выросшего в Москве 20-30-х гг., сформировалось под влиянием рационализма и универсализма. Какой смысл обособляться в узких национальных рамках, когда можно на всей земле “жить единым человечьим общежитьем”?

Но почему же тогда эта истина не для всех очевидна, а кое для кого очевидно, что эта истина не для всех?

И какие выводы должно сделать из такого вопиющего против идеалов универсализма явления, как антисемитизм?

Логика мировоззрения Генриха Горчакова требует дать рационалистический анализ этого явления, который позволил бы вернуться к универсальному подходу к культуре.

И тут Генрих Горчаков поражает читателя парадоксальным поворотом мысли. Дав блестящий анализ антисемитизма с позиций сугубо рационалистических, он приходит к выводу (на основании исторических тенденций последних шестидесяти лет), что, к добру или худу, но в развитии человечества возобладал подход национальной обособленности, и еврейскому народу не следует пытаться уйти от этой реальности.

Спор Юстуса и Иосифа решается в пользу Юстуса.*

Второй вывод, к которому приходит Генрих Горчаков, состоит в том, что национальная обособленность и консолидация еврейского народа нравственно оправданы только в том случае, если евреи построят национальную жизнь по Торе, с тем, чтобы осуществить свое предназначение - стать светочем народов.

Здесь раскрывается еще одно качество Генриха Натановича – величие духа. Только истинно великий человек может так достойно и естественно, на основании тщательного анализа, прийти к выводам, опровергающим идеалы его молодости.

Сколько раз в наших беседах мы возвращались к спору Юстуса и Иосифа и сколько раз у меня оставался один аргумент – “Credo gua absurdum»!

И сегодня, прочтя эту книгу, не могу (да и не хочу) торжествовать победу, ибо величие непобедимо.

Другое неоспоримое доказательство величия духа автора – напрочь лишенное злобы или ненависти повествование, хотя речь в нем идет о событиях, пережить которые и врагу не пожелаешь.

У меня нет никакого сомнения в том, что каждый, кто прочтет эту книгу, станет умнее, светлее, одухотвореннее.


Здесь когда-то начинался тот странный народ, который единственный из народов сказал себе: мы – народ КНИГИ,который был изгнан отсюда, и рассеян по всей земле, и вечно был отовсюду гоним, и питал собой чужие народы и чужие земли, не имея своей, и готов был скорее отказаться от своей жизни, чем от своих книг…

И здесь начинался великий спор между националистом Юстусом и Иосифом – гражданином мира. И именно он, Иосиф, а не Юстус, оказался в рядах последних защитников иерусалимских стен.

Вот и я, осваивавший суровые земли Колымы, куда никогда не ступала нога еврея, на склоне лет очутился в Израиле, среди древних камней Иерусалима. Что это – прихоть истории или веление судьбы?…

- - - - - - -

Ведь я никогда не стремился сюда – в страну евреев. А что мне делать в стране евреев?…

Если и мечтал вырваться, то не куда, а из… Туда, где примут. Во всяком случае, не прибыть в… а убыть из… - из Страшной Страны Современных Рабовладельцев – СССР.

Из страны, где нельзя дышать.

Не стать кем-то: американцем, французом… а быть эмигрантом – покинуть родину ради ее будущего.

Моя настоящая родина – это мировая культура, страна-человек, страна высокого человеческого духа. И ее язык был моим истинным языком.

Но формально родным языком моим был русский. Он служил мне для общения, для получения информации, и на нем я мог выражать свои мысли. Язык, на котором было создано немало подлинных ценностей, при помощи которого я мог черпать из духовной сокровищницы, созданной мировым разумом.

http://www.gorchakov.org/books_chains.html
avatar
Валерий-40

Мужчина
Количество сообщений : 178
Дата регистрации : 2009-06-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Генрих Натанович Горчаков.

Сообщение  Валерий-40 в Пн Июн 29, 2009 2:28 pm

На 90-летие Г.Н.Горчакова

Версия для печати
Отправить ссылку другу
27 июня 2009. Страстями он обуреваем,
Как три богатыря в дозоре,
С каким-то пакостным Мамаем
Всегда готов сшибиться в споре.

Нежданно выпадает радость
Нам пообщаться с Горчаковым.
И мудрости, и знаний кладезь
Солдат, пророк, он был закован.

Но окружающим — наградой,
Не сломлен северной кутузкой
Дарил невольным людям рядом
Поэзии «лёд—пламень» русской

Освобождён… В Москве, в России.
Любим читающею паствой,
Но ненавидим голубыми
Жандармами. Израиль, здравствуй!

Статьи и книги, внук достойный,
Жаль, лекций нам прочли немного.
Здоровья, жизни Вам спокойной
И вдохновения — от Б-га!

Сердечно любящей громадой
Вас поздравляем с юбилеем,
Внимаем без речей, парадов
И, мысля с Вами, молодеем!

Лион Надель, Афула
avatar
Валерий-40

Мужчина
Количество сообщений : 178
Дата регистрации : 2009-06-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения